«Свободный порт Владивосток» переходит в судебную плоскость: АО «КРДВ» подало в суд иск против Владтаможни
«Корпорация развития Дальнего Востока» через Арбитражный суд Приморского края пытается оспорить бездействие таможенников, которые не выдают ПТС для автобуса-амфибии, ввезённого резидентом Свободного порта Владивосток более двух месяцев назад
Очередной пример того, что контрольно-надзорные органы Приморья (в частности, таможня) могут «заволокитить», а то и вовсе «похоронить» любой проект Президента и Правительства России, в ближайший месяц можно будет лицезреть в Арбитражном суде Приморского края. Всё просто: резидент Свободного порта Владивосток в лице ООО «о.Русский» уж который месяц не может получить во Владивостокской таможне новый необходимый документ – ПТС (паспорт транспортного средства) – и в итоге АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО КРДВ) вынуждена обратиться за защитой прав резидент в суд.
Ах, как хорошо всё это начиналось в 2015-2016 годах, когда идея ТОРов (территорий опережающего развития) и СПВ (Свободного порта Владивосток) не успела «обрасти плотью». На бумаге все было идеально: идея «Свободного порта Владивостока» как беспроблемной зоны для бизнеса, подразумевала – все чиновники не будут препятствовать новым способам хозяйствования. Наоборот – будут помогать. Сроки бюрократических процедур сократятся, поскольку инвестора, приносящего деньги на Дальний Восток, нужно «облизывать». Причем без разницы – российский это инвестор или иностранный. Да вот беда – на практике контрольно-надзорные органы идеологию не поменяли, как, впрочем, и методы своей работы. А методы у них, у этих органов, в основном запретительные. А, если не запретительные, то такие, которые направлены на волокиту: хочешь быть первопроходцем в Свободном порте Владивосток – покажи, что умеешь выживать.
Вот и у ООО «о. Русский» — инвестора, который пришел в СПВ одним из первых, согласно официально заявленному бизнес-плану, была простая идея – развивать в городе Владивостоке морской туризм. В том числе, при помощи специально привезённого уникального морского транспорта, который позволяет падким до экзотики туристам показывать бухты, заливы и мосты в лучшем виде. Власти (в лице АО «КРДВ») поверили ООО «о. Русский» и сделали его резидентом Свободного порта Владивосток, выдав свидетельство №25000000013, сам факт наличия которого должен «открывать двери» во все инстанции и ускорять необходимые таможенные процедуры. Но документ был получен в марте 2016 года, а вот осенью 2017 г. резидент СПВ «о. Русский» почувствовал неприятности. Дело в том, что в конце лета 2017 года ООО «о. Русский» ввезло на территорию Приморья из США автобус-амфибию TROLLEYBOAT AMPHIB 2017 года выпуска. Прогулочный рейсовый автобус (естественно, предназначенный для морских прогулок) был взят в аренду сроком на 5 лет у американской компании. Однако, с 01 сентября 2017 года ООО «о. Русский» не может получить на свой «морской автобус» ПТС – паспорт транспортного средства. Ну, а если нет ПТС – какие уж тут морские круизы. Какой уж тут бизнес. Причем совершенно неясно, почему Владивостокская таможня не может выдать ПТС – процедура эта весьма проста, учитывая тот факт, что ввезен автобус-амфибия еще летом, документы все поданы как того требует закон. Тем временем, время морских прогулок уже закончилось – и год потерян. Как и упущена выгода, ведь TROLLEYBOAT AMPHIB уже мог бы приносить деньги, радуя туристов, в том числе – иностранных. Вот и получается, что все необходимые документы у резидента СПВ есть. Только вот нет дохода. И совершенно неясно, когда таможня все-таки выдаст документ.
А теперь – небольшое лирическое отступление. На форумах ВЭФ и других мероприятиях, первые лица государства гарантируют иностранным инвесторам ускоренную процедуру согласований и экономию времени. Непонятно, как там с иностранцами, но модель Свободного порта Владивостока, как «ускоренная» и «дебюрократизированная», в Приморье не работает. По крайней мере, для российских предпринимателей. Надо полагать, что и иностранные инвесторы могут столкнуться с такой же проблемой – со своевременным получением необходимых документов. Бизнес теряет деньги, а государство – репутацию.
И теперь уже «Корпорация развития Дальнего Востока» обращается в Арбитражный суд Приморского края с иском в защиту ООО «о. Русский». Корпорация требует признать бездействие Владивостокской таможни незаконным и обязать таможню выдать ПТС.
Беда в том, что арбитражные процессы – небыстрые. И дело тут не в «нерасторопных» судьях, а в том, что стороны должны предоставлять килограммы документов. Все эти документы судья должен изучить и вынести решение. А судебной практики по «Свободному порту Владивостока» и по ТОРам пока немного – вот сейчас на основе таких вот дел эта судебная практика и формируется. А это значит, что даже суд можно быстро и не решить проблему. К тому же, есть и примеры негативных судебных решений, когда резиденты Свободного порта Владивосток, что называется, «получили от ворот поворот»: АО «КРДВ» уже выступала в защиту ООО «о. Русский», когда администрация Владивостока не хотела выдавать этому резиденту землю на улице Татарской во Владивостоке. Кстати, тоже под объекты морского туризма. И в первой арбитражной инстанции суд АО «КРДВ» проиграла, и в апелляционной инстанции тоже. Дело дошло уже до Верховного Суда РФ. Не хочет мэрия Владивостока выдавать землю резиденту Свободного порта Владивосток. Выглядит всё это так, будто чиновники (и работники мэрии Владивостока, и таможенники) действуют не для поддержки ТОРов и СПВ, а вопреки им. То землю не дают, то ПТС на «морской автобус». И приходится «Корпорации развития Дальнего Востока» «вязнуть» в переписке и в судебных заседаниях с теми организациями, которые обязаны оказывать содействие ТОРам и СПВ. А ведь у АО «КРДВ», помимо юридической и судебной работы, есть масса других обязанностей: регистрировать новых резидентов, решать вопросы по выделению земель и подведению инфраструктуры к объектам, лично осматривать каждую площадку под каждый строящийся объект на территории Дальневосточного федерального округа. И численность АО «КРДВ» для такого объема работ – относительно небольшая, порядка 60 человек. И не все там – юристы. Если придется судиться с другими чиновниками по поводу каждого резидента, которому «не дают» или «запрещают» — точно никакого штата АО «КРДВ» не хватит. И времени не хватит тоже.
Вот и получается, что по конкретному резиденту СПВ сначала «ударила» администрация г. Владивостока, отказавшаяся выделить земельный участок (хотя по закону об СПВ у резидента есть приоритет на получение земель), а теперь это же многострадальное ООО «о. Русский» получает второй «удар», уже от таможни – из-за того, что не выдается ПТС на «автобус-амфибию». И вот тут возникают закономерные вопросы – почему «Свободный порт Владивосток» на деле становится «несвободным» для самих резидентов? Почему нормы «ускоренного» прохождения бюрократических процедур остаются декларативными? Почему, как и 5, и 10 лет назад чиновники на местах не боятся «тормозить» и «хоронить» проекты Президента и Правительства РФ? Надеемся, ответы на эти вопросы может дать Генеральная прокуратура РФ и администрация Президента России. Речь ведь идёт уже не об имидже проектов ТОР и СПВ, речь идёт о дальнейшей судьбе Дальнего Востока – быть ему высокоразвитыми «воротами России в АТР» или же оставаться «душной» провинцией и «задворками империи»?
Оставить комментарий