Топливные реалии-2019: Правительство РФ обещает аккуратное сдерживание при умеренном росте
При этом независимые нефтетрейдеры, торгующие через сеть частных АЗС будут получать минимальную прибыль, а топливо в течение года подорожает, как минимум, на 5,5% в течение года
Как сообщает Центр исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова, Правительство будет сдерживать стоимость бензина на внутреннем рынке, не прибегая при этом к крайним мерам – прямому регулированию. В этой связи наиболее реалистичным сценарием остается среднегодовой рост цен на топливо, не превышающий уровень инфляции, спрогнозированный Центробанком на 2019 год–не более 5,5%.
Всё началось после резкого скачка цен на бензин и дизтопливо в мае-июне. Тогда в относительном выражении рост цен на биржевых сделках (в течение мая) составил 11,7%, 12,6% и 5,2% за марки бензина АИ-92, АИ-95 и летнее ДТ на первичном и вторичном рынках. А по данным Росстата, цены выросли на 5,6% по сравнению с апрелем. В годовом же выражении (май 2018-го к маю 2017 года) этот показатель составил 11,3%. В целом с начала года топливо подорожало на 7,2%.
В результате, в летне-осенний период, состоялся ряд встреч представителей крупных нефтяных компаний с вице-премьером Дмитрием Козаком, по итогам которых были достигнуты договоренности между правительством и представителями нефтяных компаний о фиксации стоимости на уровне майских значений. Компании согласились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года. Данное соглашение действует с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 года. Кроме того, были приняты такие меры, как установление индикативного уровня мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее: для АИ-92 — 53,5 тыс. руб./т, АИ-95 — 56,6 тыс. руб./т., летнего дизтоплива — 51,2 тыс. руб./т. (для зимнего дизеля — плюс 2,4 тыс. руб. к ИУЦ летнего).
За отклонениями ИУЦ свыше 4% будут следить ФАС и ФНС. На АЗС нефтекомпаний цены могут повыситься только в январе вслед за ростом НДС (на 2 процентных пункта, до 20%)на 1,5% в абсолютном выражении и затем — в темпе прогнозной инфляции, на 4-5,5% в течение года. Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам. Кроме того, нефтяникам позволили не выполнять обязательства по росту поставок топлива на биржу: будет действовать временный запрет на приказ Минэнерго и ФАС об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизельного на 5 и 2,2 процентных пункта, до 15% и 7,5% соответственно, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.
Единственно составляющей, которую объективно нельзя было отрегулировать, – это рост акциза с 1 января 2019 г., поскольку доход, полученный с них, является источником финансирования для ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры. А еще акциз сглаживает рыночные колебания конечных цен на топливо, так как его размер фиксирован. Но комиссия вице-премьера Козака разработала специальный механизм «демпфера», который должен нивелировать эффект от роста акцизов.
Согласно демпфрирующему механизму, НПЗ с объемом более 600 тыс. т/г. смогут заключить соглашение о модернизации, чтобы получать отрицательный акциз на нефть. Такие же возможности получат НПЗ, которые производят автомобильный бензин 5 класса, они смогут заключить такое соглашение к 2024 г. Точно не получат отрицательный акциз мини-НПЗ, но по объему переработки это примерно 2-3 млн т.
В действующей редакции федерального закона о «налоговом маневре» предусмотрены цены отсечения 56 000 руб./т по автомобильному бензину и 50 000 руб./т по дизельному топливу. В настоящее время разрабатываются поправки, чтобы уже с 1 января 2019 года демпфер заработал в большем масштабе. Для этого обсуждается изменение формулы «демпфера», который будет эффективно увеличен примерно на 35%. При таких параметрах нет существенных рисков роста розничных цен на достаточно широком диапазоне предпосылок по ценам на нефть и курсу доллара.
После начала работы «демпфера» ситуация с ценовыми дифференциалами должна кардинально улучшиться. При этом, риски неконтролируемых ценовых изменений возрастают, если повышенные пошлины придется опускать в январе 2019 года одновременно с запуском «демпфера».
Таким образом, правительству удастся избежать прямого регулирования при уменьшении вероятности резких скачков цен на моторное топливо в новом году.
Александр Огневский, руководитель Центра социально-политических технологий «Пиар-Политолог»:
— Прогнозы Центра исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова, несмотря на их очевидную «мягкость», всё равно указывают на нерыночные механизмы регулировки цен на моторное топливо. Так, например, совершенно непонятно, почему заложниками «заморозки» цен должны стать именно частные АЗС. В Приморье, например, во многом именно «частники» создали развитую сеть заправок в крае, содержат её, создают рабочие места, платят налоги и т.п. Уход их с рынка фактически будет означать большую «дистанцию разрыва», когда от одной АЗС до другой АЗС будет сотня-другая километров. Зимой такая ситуация – вообще губительна, хотя и летом в этом приятного мало. Кроме того, «дальневосточный литр» всегда дороже: то топливо, литр которого в Москве стоит 40, в Приморье стоит 45, а на Камчатке так и вовсе может перевалить за отметку 60 рублей. При этом с высоких трибун декларируется федеративное устройство государства, где всё – от законов до цен, должно быть в «едином формате». Весной начнётся посевная компания, когда спрос на дизель возрастёт в разы – думаю, рубеж в 5,5% удорожания топлива в Приморье преодолеют за один день. Реальная картина, конечно же, будет хуже, так как в посевную стоимость дизеля будет доходить до 65 рублей за литр – какие уж тут 5,5%! Всё это ударит по предпринимателям, которые занимаются сельским хозяйством и сельхозпереработкой.
Заметьте, что всё это происходит на фоне того, что активно будируется информация о том, как в Китае топливо якобы стали раздавать бесплатно – по 150 литров в месяц на человека, пусть и в двух провинциях. Российские официальные идеологические рупоры не подтверждают это, но и не опровергают, что, конечно, создаёт дополнительную социальную напряженность. Ведь, если в Китае бензин стал бесплатным (хотя бы частично), то почему в великой нефтяной державе из телевизора несутся успокоительные экономические рулады, а стоимость литра топлива всё равно растёт?
Оставить комментарий