Транспортная доступность Дальнего Востока зависит от «прихотей Москвы»
«Северному ветру» стать ветром странствий – теперь не судьба?
Так можно понять суть публикации «Известий», рассмотревших проблему на данном этапе. Обращение крупнейших авиакомпаний России (инициатор – «Уральские авиалинии», к ним присоединились S7 Airlines и Nordwind) возникло далеко не случайно, поскольку, в соответствии со скорректированным Минтрансом механизмом распределения бюджетных средств на перевозку льготников, «начиная с 2022 года все дотации будет получать только одна авиакомпания на маршруте, у которой наибольшее число российских самолётов в парке». Подобная позиция, что видно из публикации «Известий», продиктована желанием поддержать отечественный авиапром и стимулировать перевозчиков к использованию российской техники. Такова, по крайней мере, позиция ведомства. А авиакомпании полагают, что «ущемление в правах других перевозчиков противоречит основной цели программы субсидирования – повышению доступности перелётов для населения». Потому-то «в Nordwind уже пригрозили прекратить прямые полёты на Дальний Восток».
В публикации также указывается, что субсидируемые перевозки пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и граждан до 23 лет (т.е. льготных категорий граждан) на Дальний Восток из Москвы и Санкт-Петербурга в настоящее время осуществляются на самолётах иностранного производства (Airbus и Boeing), поскольку «эксплуатация российских машин на таких маршрутах невозможна из-за ограничений по дальности полётов».
С февраля т.г. правила предоставления государственных субсидий были изменены. Для получения компанией-перевозчиком дотаций на полёты по «дальневосточным направлениям, а также в Калининград и Крым» требовалось подтверждённое владение «наибольшим количеством российских самолётов в парке». Такие требования закреплены в постановлении №215 Правительства РФ, предусматривающим распределение бюджетных средств для перевозки льготных категорий граждан. На это обращал внимание и владелец и глава «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов, направив письмо президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну.
По ходу уместно отметить: на программу субсидирования перевозки льготных категорий граждан на 2021 год было выделено 5,8 млрд рублей; такие же объёмы (по данным Минтранса) предусмотрены и на 2022 и 2023 годы. Примерно ¾ от этого объёма (такие данные привёл Сергей Скуратов) выделяется на перевозки из Санкт-Петербурга и Москвы на Дальний Восток, а оставшаяся доля достанется перевозчикам, выполняющим перелёты до Крыма и Калининграда. При этом («Известия» цитируют письмо главы «Уральских авиалиний» по поводу воздушного сообщения Москвы и Санкт-Петербурга с городами Дальнего Востока) «независимо от того, какая авиакомпания будет назначена на выполнение субсидируемых перевозок, перелёты на указанных маршрутах будут выполняться на иностранных воздушных судах».
Сергей Скуратов полагает, что подобный принцип распределения бюджетных средств по дальневосточным маршрутам вступает в противоречие с основной целью программы, декларированной как «повышение доступности перелётов».
Сходные позиции присущи и другим перевозчикам из числа упомянутых выше – S7 Airlines и Nordwind (они тоже «не эксплуатируют отечественные самолёты»). Если в S7 отметили «разнонаправленность в зафиксированных целях программы и критериях отбора участников», то представитель Nordwind заявил, что «из-за изменённого механизма распределения субсидий авиакомпания не сможет претендовать на какие-либо дотации для перевозки льготных категорий граждан в 2022 году, так как она не является эксплуатантом отечественной техники». Более того, предупредил, что сохранение правил в сегодняшнем варианте чревато уходом авиакомпании с линий на дальневосточных направлениях.
Полученная «Известиями» информация позволяет говорить, что значительная часть перевозчиков солидаризируется с «Уральскими авиалиниями».
Позиция Минтранса в данном вопросе вполне очевидна: поддержать отечественный авиапром, стимулировать перевозчиков к использованию российских воздушных судов, поддержать курс на импортозамещение и обеспечение стратегической безопасности отрасли. Поскольку «протяжённость большинства субсидируемых маршрутов предполагает использование дальнемагистральных воздушных судов» (а их производство «в настоящее время нашей промышленностью не осуществляется»), то «увязать напрямую предоставление дотаций с использованием на субсидируемом маршруте отечественных современных воздушных судов невозможно». Такова позиция государства.
Обновление правил распределения субсидий для перевозки льготных категорий граждан означает фактически предоставление дотаций единственному перевозчику, обладающему наибольшим количеством российских самолётов. Таковым на сегодня является компания «Россия» из группы «Аэрофлот». Как обозначили ситуацию «Известия», «в рамках реализации её новой стратегии до 2028 года «России» будут переданы все отечественные 54 региональных Superjet 100 «Аэрофлота». В рамках контракта до 2026 года «России» поставят ещё 100 таких судов. У «Аэрофлота» подписан и твёрдый контракт на поставку 50 перспективных среднемагистральных МС-21, которые будут эксплуатироваться в «России»».
Источник «Известий» поделился интересной мыслью: в предшествующий период «власти выделяли дотации перевозчикам независимо от того, есть ли у них российские самолёты и в каком количестве, а теперь государство субсидирует маршруты, по которым летают иностранные самолёты перевозчика, но с наибольшим числом отечественных машин».
Фиксированный характер перечня маршрутов в программе субсидирования (таково мнение представителя компании S7) может означать, что государство таким образом отмечает «важность повышения доступности авиаперевозок населению по обозначенному маршруту». Однако принятые в 2021 году правила (влияние их проявится уже в 2022 году) «допускают такую ситуацию, когда на этот важный маршрут есть заявка от перевозчика, но надзорный орган откажется эту заявку удовлетворить даже частично».
Показательно, что руководитель «Уральских авиалиний» предложил «инициировать вопрос об исключении критерия владения наибольшим количеством воздушных судов, произведённых на территории РФ, как необходимого условия для получения права на осуществление субсидированных перевозок по дальневосточным направлениям».
Инициатива S7 состоит в предложении о возвращении к «действовавшим ранее правилам приоритетности в распределении дотаций», поскольку они «выверялись на протяжении более чем 19 лет и хорошо себя зарекомендовали».
Достаточно критически оценил сегодняшнюю ситуацию с изменением механизма распределения дотаций главный эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Фёдор Борисов. Он утверждает, что изменённый механизм «фактически убивает все преимущества программы субсидирования перевозок, поскольку делает поддержку не широкой, а, наоборот, превращает её в помощь исключительно одному перевозчику». Эксперт настроен категорически: «Когда на рынке одна из компаний получает видимые преимущества, это не идёт на пользу другим участникам рынка, поскольку создаёт риски монополизации. Вариативность для потребителя точно падает, так как он не может строить маршрут как хочет, а должен подстраиваться под единственного перевозчика».
По мысли Фёдора Борисова, «нельзя навязывать российский авиапарк компаниям на коммерческих маршрутах, но на субсидируемых перевозчики должны выполнять определённые условия». Да, необходимо сохранить критерий отбора компаний, исходя из наличия у них российских самолётов (так было до февраля 2021 года). Но «приоритет должен быть на маршруте, на котором летают российские самолёты, а не у авиакомпании, которая приобрела отечественные машины в большем количестве».
Пока идёт полемика по поводу дальнемагистральных перелётов, в которых пунктами назначения или вылета являются города Дальнего Востока, Правительство России определилось с мерами поддержки перевозок внутри макрорегиона. Об этом можно говорить, исходя из факта подписания 26 июня т.г. распоряжения №1735-р (информация об этом увидела свет на официальном сайте кабмина утром по московскому времени 29 июня 2021 года). Согласно документу, на льготные пассажирские авиаперевозки между регионами Дальневосточного федерального округа в 2021 году будет направлено 1,58 млрд рублей.
Эти средства выделяются из резервного фонда и «позволят снизить цены на билеты по 20 социально значимым направлениям. В их числе – Хабаровск – Анадырь, Петропавловск-Камчатский – Южно-Сахалинск, Владивосток – Чита, Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. Стоимость перелёта составит от 2,2 тыс. до 10,9 тыс. рублей (в одну сторону) в зависимости от маршрута».
По словам главы Правительства России Михаила Мишустина, «сниженным тарифом за год смогут воспользоваться более 100 тысяч человек. Всего же благодаря господдержке в этом году будет организовано не менее 1780 рейсов с льготными билетами».
Как отмечено на сайте правительства, эти рейсы станут «первыми рейсами объединённой дальневосточной авиакомпании», создаваемой на базе регионального авиаперевозчика «Аврора».
Как указано в комментарии к распоряжению главы правительства, применение документа повысит доступность перелётов между городами ДВФО «транспортную связанность Дальнего Востока».
Оставить комментарий