Транспортники настроены оптимистично, хотя и с осторожностью

25.Янв.2021

Результаты работы в 2020 году не очень утешают, но…

Информационное агентство «РЖД-Партнёр.ру» обнародовало аналитический материал Екатерины Агаповой – начальника отдела оперативного маркетинга Публичного акционерного общества «Первая Грузовая Компания». В публикации подведены итоги минувшего года, характеризующие перевозки различных грузов, в том числе и лесных, а также приводится прогноз на 2021 год.

Результаты деятельности минувшего года, если оценивать объёмы погрузки грузов на сети РЖД, были спрогнозированы достаточно точно. А если говорить конкретно, хотя и обобщённо, то «показатель снизился на 2,7%, до 1,2 млрд т». Некоторое улучшение произошло в декабре, но не такое уж ощутимое: уровень 2019 года достигнут так и не был.

По словам Екатерины Агаповой, в течение 2020 года наблюдалось снижение отправок лесных грузов: погрузка упала до 40,7 млн т (т.е. снизилась на 3,1%). Основной фактор, предопределивший такое положение дел, — это «снижение потребления со стороны Китая», поскольку КНР, как полагают аналитики железнодорожных перевозок, выступает в качестве «основного заказчика этой номенклатуры». И снижение, надо подчеркнуть, значительное – на 21%.

Аналитики отмечают, что «ключевыми поставщиками пиломатериалов для Китая являются предприятия Иркутской области и Красноярского края (порядка 65%). Круглый лес везут в основном из Приморья и Хабаровска». Резкое сокращение поставок было обусловлено распространением коронавирусной инфекции и временным закрытием границ. Но – не только. Важным видится то обстоятельство, что китайские грузополучатели с некоторых пор самостоятельно обрабатывают древесину для получения пиломатериалов на российской территории и перевозят грузы в основном в контейнерах. Особый акцент делается и на перевозках круглого леса: поскольку к нему «государство выставило высокие требования», то производимая в России продукция «часто не может им соответствовать. На этом фоне интересным видится тот момент, что «погрузка внутри страны выросла на 9,4% и достигла отметки в 17 млн т». Львиная доля – до 80% – всех отправок осуществлялась с Северной и Горьковской железных дорог, а основными направлениями перевозок лесных грузов стали Северная и Октябрьская железные дороги.

Таковы некоторые итоги. Что же касается перспектив – взгляда на начавшийся 2021 год, то тут, как полагают аналитики железнодорожного транспорта, появляется повод для некоторого оптимизма. Правда, этот взгляд в обозримое будущее воспринимается как довольно-таки осторожный. (Чтоб не сглазить, что ли?) Большинство экспертов сходится во мнении, что общей тенденцией – и в мире, и в России – является смягчение карантинных ограничений. А значит, возможно ожидать рост «добычи и производства сырьевых грузов, составляющих основу грузовых перевозок на сети РЖД». Тенденция может усилиться, если получат реализацию национальные программы, поддержка экспорта, а также рост производственных мощностей по ряду номенклатур.

При общем ожидаемом росте погрузки по сети в 2021 году в пределах 2,5% (что представляется достаточно реалистичным) едва ли стоит рассчитывать, как полагает Екатерина Агапова, что такое случится в первом же квартале года. Если и произойдёт, то позднее, во II – III кварталах. Однако уже в начале 2021 года может проявиться тенденция к контейнеризации грузов. Это хоть и не намного («в пределах 0,5%), но может содействовать увеличению погрузки. И при этом «основными драйверами будут выступать прокат черных металлов, химикаты и пиломатериалы».

Насколько такие прогнозы окажутся близки к реальности – покажет время.


Оставить комментарий


Комментарии(0)