Участники контейнерных перевозок явно не хотят сработать «по Крылову»
Отрицательный пример персонажей басни удерживает их от опрометчивых шагов
Новый подход к перевозке контейнеров нашёл отражение в публикации «Коммерсанта». Столкнувшись со сложностями с перевозками (включая транзитные) через Находку, ОАО «РЖД» «нашло способ увеличить отправку контейнеров с Дальнего Востока». Это, с позволения сказать, ноу-хау заключается в том, что транспортная монополия предложила устанавливать контейнеры в полувагоны, из которых перед тем в порту выгружен уголь. При кажущейся (или действительно имеющей место?) лёгкости решения вопроса возникает немало сложностей. И одна из них заключается в том, что «местные стивидоры не вполне готовы к переходу на такую технологию». Да и эксперты не торопятся сказать единодушное «да», поскольку полагают, «что выбор в пользу перевозки в полувагонах вместо фитинговых платформ стоит делать только в том случае, если этого хотят все участники процесса».
Однако не стоит спешить соотносить этих участников с персонажами знаменитого «Квартета», поскольку проблема вывоза контейнеров, включая следующие из Кореи в Узбекистан и Казахстан через порт Восточный по железной дороге действительно существует. О новаторстве железнодорожников свидетельствует отправленное из РЖД письмо в Союз операторов железнодорожного транспорта, в котором говорится, в частности, следующее: «Учитывая, что с ДВЖД регулярно отправляются составы порожних вагонов после выгрузки угля, в качестве решения предложено рассмотреть возможность использования полувагонов для вывоза контейнеров». Предложение видится несложным (по крайней мере, с виду): «проработать с операторами вопрос предоставления подвижного состава для перевозки контейнеров с ДВЖД». Ведь возить воздух – далеко не самое рентабельное занятие, особенно – при довольно острой «контейнерной» проблеме.
Если посмотреть на юридическую сторону вопроса, то каких-либо препятствий, вроде бы, не имеется. Разрешение на такие перевозки содержится в Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении. Куда заковыристее – ситуация в России, где на сети железных дорог подобные перевозки попали под запрет ещё в 2014 году. Правда, применительно к российским грузоотправителям, а «для импортных и транзитных перевозок зарубежных грузоотправителей» было сделано исключение: на тот случай, если контейнер отправлялся в полувагоне с территории другой страны. Дискуссия возникла в новых условиях: при этом за перевозки контейнеров в полувагонах выступали крупные грузоотправители, часть операторов и «РЖД». По другую сторону «барьера» оказались «стивидоры и профильные контейнерные операторы». Это было до июля 2021 года, когда пробные попытки отправки контейнеров в полувагонах были предприняты с Новолипецкого металлургического комбината, а в августе того же года ОАО «РЖД» дало добро на тестовые перевозки «из порта Первомайский во Владивостоке по Дальневосточной железной дороге» (по крайней мере, так обозначено в публикации «Коммерсанта»).
Возможно, чтобы избежать какого-либо недопонимания, в ОАО «РЖД» сформулировали позицию таким образом, что подобный вид перевозки «не рассматривается в качестве основного», а предполагается всего лишь как «дополнительная возможность» на те случаи, когда возникнет «дефицит специализированного подвижного состава» или же сложатся «ограничения пропускной способности инфраструктуры». При этом железнодорожники напомнили о том, что технические условия для перевозки контейнеров в полувагонах действуют с сентября 2021 года, однако «…широкого распространения данный вид перевозки не получил, несмотря на опасения со стороны операторского сообщества».
«Коммерсантъ» со ссылкой на информацию группы компаний Global Ports (ей принадлежит «Восточная стивидорная компания», осуществляющая перевалку контейнеров в Находке) отметил, что «ВСК не осуществляет погрузку контейнеров в полувагоны». В компании считают, что полувагоны, «в отличие от специализированных железнодорожных платформ, не приспособлены для перевозки контейнеров. Использование полувагонов для транспортировки контейнеров является более дорогой, менее эффективной по скорости технологией, представляет больший риск повреждения грузов». На этом основании данная мера обозначена как «неэффективная».
В качестве дополнения приведена и позиция Global Ports: повышенная нагрузка на порты Дальнего Востока может возыметь «обратный эффект» в виде «замедления работы станции Находка-Восточная ДВЖД».
Пока объединения операторов обдумывают, что же ответить изданию и обозначить свою позицию, высказался (причём вполне определённо) источник «Коммерсанта». Если полагать, что через порт Восточный грузы отправляются в Узбекистан, то нужно иметь ввиду то, что в контейнерах может находиться весьма дорогостоящий груз – «машинокомплекты и другие грузы, которые идут на автомобильные заводы в стране». При этом «дополнительный риск повреждения» никак не добавляет заинтересованности грузовладельцам, выбирающим способ отправки грузов.
Можно, наверное, согласиться с мнением аналитиков о специфичности перевозок угля и контейнеров. И, в последнем из названных случае, предусматривать возможность перевозить контейнеры именно в полувагонах только тогда, когда на это (с осознанием всех или максимального количества возможных рисков) заведомо соглашается грузоотправитель или даже настаивает на этом. И даёт своё согласие порт.
…Если над персонажами стародавней басни можно и посмеяться, то в бизнесе будет явно не до юмора и сатиры.
Фото: transportrussia.ru.
Оставить комментарий