Угольный драйвер транспортного развития
Что в связи с этим ожидает Дальний Восток
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, находясь в Кемерове, 6 марта провёл совещание по вопросам развития транспортного обеспечения вывоза угля из Кемеровской области – Кузбасса. Подробную информацию о совещании опубликовал сайт Кабмина. В числе ключевых участники обсудили вопросы о перспективах, которые ожидают Транссиб и БАМ, а также о том, какие изменения ожидают в связи с этим Дальний Восток.
Приведём информацию в изложении при частичном цитировании по обнародованной стенограмме совещания.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин напомнил собравшимся о состоявшемся накануне его приезда в Кузбасс совещании, проведённом Президентом РФ по теме развития угольной отрасли, и о вопросах «транспортного обеспечения поставок» из Кемеровской области.
Для обеспечения устойчивого развития угольной промышленности Правительством России принята новая программа на ближайшие 15 лет. Одной из основных заложенных в неё задач является «развитие транспортной инфраструктуры для нашего экспорта. Прежде всего – Восточного полигона железных дорог. Это не только позволит расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но и даст возможность получать больший доход за счёт международного транзита по маршруту Восток – Запад». Речь идёт об увеличении в течение ближайших четырёх лет пропускной способности полигона до 180 млн тонн (примерно на четверть относительно 2020 года).
«Для этого, – указал глава Кабмина, – предстоит расширить две железнодорожные магистрали – Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Их пропускная способность, особенно на отдельных участках, пока оставляет желать лучшего. Необходимо проложить новые пути, провести реконструкцию станций и усилить энергоснабжение. Помимо доставки угля и других товаров на Восток, мы планируем сократить до семи дней время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до нашей западной границы».
По словам Михаила Мишустина, первый этап модернизации должен быть завершён уже в 2021 году и включает в себя суммарно строительство на Транссибе и БАМе около 670 км путей. В ходе второго этапа – более 1300 км. «В целом до 2024 года объём финансирования, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, составит около 780 млрд рублей».
При разработке графика реализации этапов строительства магистралей нужно обязательно отразить показатели пропускной и провозной способности железных дорог, а также предельный вес грузового поезда в разбивке по основным участкам. На полученный в итоге «абсолютно чёткий план» смогут ориентироваться «не только сами железнодорожники, но и бизнес, и регионы – все, кто заинтересован в развитии своих проектов вокруг или благодаря расширению БАМа и Транссиба».
Не менее важная задача – повышение «предсказуемости поставок» за счёт заключения договоров между «РЖД» и основными грузоотправителями (подразумеваются тут не только угольные компании, но и другие). Поэтому надо «оперативно сформировать дополнительные предложения по усилению восточного участка БАМа, а также проработать механизмы финансирования проекта по увеличению вывоза угля из Якутии…»
Выступая далее на совещании министр транспорта РФ Виталий Савельев, в частности, отметил, каким образом планируется осуществлять проект по строительству и расширению Транссиба и БАМа до 2024 года. Министерством транспорта РФ совместно с «РЖД» в начале марта т.г. «подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении этапов строительства и параметров расширения БАМа и Транссиба в поквартальной разбивке до 2024 года включительно. Сейчас формируется приложение к данному распоряжению, включающее в себя параметры пропускной и провозной способности, предельной и средней массы грузового поезда до и после реализации проекта. Завершить эту работу планируется 11 марта, то есть в этом месяце, после чего мы его направим на согласование в причастные федеральные органы для внесения в Правительство на утверждение».
Говоря о втором поручении («о проведении координации выполнения планов по развитию БАМа и Транссиба, а также обязательств сторон, занятых в этой работе»), глава транспортного ведомства доложил о формировании рабочей группы совместно с «РЖД» и о графике её работы. Особое внимание министр транспорта РФ Виталий Савельев обратил на «необходимость концентрации усилий по работам на водных объектах».
Говоря о третьем поручении (оно касается обеспечения заключения соглашений на принципах взаимной ответственности между угольными компаниями и «РЖД» в период до 2024 года), глава Минтранса РФ обозначил необходимость внесения уточнений в нормативно-правовые документы. Своеобразная обкатка такой нормативной базы может быть осуществлена при вывозе партии груза угля из Кузбасса в направлении дальневосточных портов.
При рассмотрении четвёртого поручения, касающегося обеспечения перевозок угольной продукции из Кузбасса в восточном направлении, необходимо оценить, какие грузы будет возможно перевезти, а в отношении каких – такой возможности не будет.
Что же касается пятого поручения (оно связано с формированием «предложений по расширению восточного участка БАМ для увеличения вывоза угля из Якутии в восточном направлении, в том числе включая возможности Фонда национального благосостояния»), то тут «для увеличения вывоза угля из Якутии в восточном направлении формируется отдельный инвестиционный проект».
Об итогах деятельности «РЖД» доложил на совещании руководитель этой транспортной компании – Олег Белозёров. По его словам, в 2020 году железнодорожники в основном выполнили поставленные перед ними задачи. Хотя и допустили определённые потери и снижение объёмов перевозок.
О достигнутых «РЖД» результатов в строительном комплексе, в первую очередь – на Восточном полигоне, свидетельствуют такие данные. Как отметил Олег Белозёров, было введено 120 объектов в объёме свыше 53 млрд рублей, завершены работы на ряде масштабных объектов, включая второй Байкальский туннель. Железнодорожники «выполнили ключевые показатели комплексного плана по обеспечению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей». Выполнили и установленные Правительством РФ целевые показатели перевозки первого этапа развития Восточного полигона. Перевезли уголь и руду с основных месторождений Сибири и Дальнего Востока в объёме без малого 126 млн тонн.
Как доложил глава «РЖД», попутно с реализацией инвестиционной программы на системной основе решаются вопросы «совершенствования технологии перевозок и текущего содержания инфраструктуры». При этом «акцент делается на маршрутизации, сокращении интервалов движения поездов, повышении веса поезда и организации вождения соединённых поездов». Это становится возможным благодаря эксплуатации новой техники: для Восточного полигона закуплено 318 локомотивов, в том числе такие, которые позволяют водить поезда весом 7100 тонн.
Ситуация складывается таким образом, что работа «РЖД» осуществляется в совсем иных условиях, чем предполагалось и заложено в долгосрочной программе развития компании. Только за прошлый – начало нынешнего года произошло снижение более чем на полтриллиона рублей собственных инвестиционных возможностей.
С принятием в 2020 году Правительством РФ программы развития угольной промышленности «РЖД» корректирует собственные планы. В том числе это проявилось в активизации работы «по разработке и утверждению паспорта второго этапа проекта развития БАМ и Транссиба».
Поскольку «и в угольной отрасли, и в транспортной отрасли инвестиционные процессы носят достаточно длительный промежуток времени», железнодорожная компания приступает к формированию долгосрочной программы развития Восточного полигона как минимум до 2030 года.
С окончанием строительной части первого этапа развития Восточного полигона в текущем году «РЖД» начинает разворачивать подготовительные работы «на первоочередных объектах второго этапа развития Восточного полигона». Как заявил руководитель железнодорожной компании, «на сегодняшний день на Восточном полигоне работает почти 3,5 тысячи специалистов, несмотря на непростые погодные условия, и более 1200 единиц строительной техники. При этом на Восточный полигон будет привлечено около 20 тысяч человек. Бóльшую часть потребностей планируется закрыть силами подрядных организаций… уже сформирован адресный запрос на 3700 человек, которые должны быть подготовлены в межрегиональном центре строительных компетенций по Дальневосточному и Сибирскому федеральным округам…»
Оставить комментарий