Угон автомашины хотят приравнять к краже
Законодатели предлагают убрать из УК РФ статью об угонах
Анализируя проблему, «Российская газета» обратила внимание на законопроект, которым предлагается признать статью 166 Уголовного кодекса «Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (угон)» утратившей силу. При этом речь не идёт о декриминализации деяния. Разработчик документа – депутат Олег Нилов – не стал родоначальником подобной идеи, но его мысль заключается в необходимости привлечения угонщиков к уголовной ответственности по статье 158 УК РФ («Кража») как подразумевающей «более суровое наказание».
Парламентарий полагает (и его точка зрения нашла отражение в пояснительной записке к законопроекту), что достаточно часто бывает так: похитившее автомобиль лицо не успевает его реализовать (полностью или по запчастям), а потому «осуждается в соответствии со статьёй 166 УК РФ». При этом похитители, которые успели реализовать украденное имущество, привлекаются к ответственности и осуждаются за нарушение статьи 158 УК РФ. Парадокс же заключается в том, что, по мнению Олега Нилова, «объективная сторона преступления в обоих описанных случаях одинакова».
Грань, отделяющая один состав преступления от другого, — достаточно зыбкая, поскольку различия (на этом акцентировала внимание «Российская газета») «заключаются в субъективной стороне преступления: совершено ли оно с целью хищения либо без оной». Однако, как полагает депутат Нилов, кроме приведённых ранее объективных обстоятельств отсутствуют иные доказательства, свидетельствующие либо опровергающие цель хищения автомобиля. При такой оценке «…лицо, совершившее более тяжкое преступление, избегает предусмотренного законодательством России наказания за него…»
Издание подчеркнуло, что замысел об отмене статьи УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение угона, не в первый раз приходит в головы законодателей. Характерное замечание – о том, что «ещё лет шесть назад это было действительно оправдано», поскольку «тогда разница в наказании за угон и кражу была существенной». Однако пересмотр санкций в УК РФ и приравнивание ответственности за неправомерное завладение транспортом без цели хищения – в минимальной части – к краже с причинением значительно ущерба свёл практически на нет поползновения к исключению статьи 166 из свода уголовных законов. Как оказалось, не навсегда.
Анализируя аргументацию, приведённую в пояснительной записке к законопроекту, «Российская газета» заметила: доводы не новы – они всё те же, что и много лет назад. Хотя «ситуация давно изменилась»: по части 1 статьи 166 УК РФ предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы – такое же, как и в части 2 статьи 158 (т.е. при совершении кражи, совершённой группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба, с незаконным проникновением в помещение). Издание также напомнило о том, что за угон, совершённый группой лиц по предварительному сговору, наступает ответственность по части 2 статьи 166 УК РФ, за что предусматривается наказание — до 7 лет лишения свободы. Такой расклад показывает, что утверждение о меньшей ответственности угонщиков по сравнению с ворами – опрометчиво, по меньшей мере. И «уже давно при выборе статьи для угонщика применяются совершенно другие квалифицирующие признаки», а не только минимальное и зачастую формальное отличие – в наличии или отсутствии факта продажи автомобиля.
Специалисты, чьё мнение приводит газета, обращают внимание на ряд важных деталей. В частности – использование при вскрытии автомобиля специальными техническими средствами и обнаружение этих средств, а также нахождение в замке зажигания пресловутого «воротка», факт разбора панели приборов. Эти обстоятельства позволяют однозначно характеризовать деяние как кражу. Поскольку совершивший его человек «готовил машину к угону, то есть осознано собирался лишить автовладельца его собственности». А вот установленный факт, когда отсутствуют следы вскрытия, машина заведена «родными» ключами, а также отсутствуют доказательства намерений о продаже автомобиля, — всё это квалифицируется органами следствия как угон.
В анализируемой публикации акцент делается на том, что зачастую обвинения в совершении угона предъявляются перегонщикам автомобилей. При этом говорится о «разделении труда» в группе угонщиков: «один вскрывает, другой перегоняет, третий сопровождает, четвёртый разбирает или легализует машину, пятый продаёт». Поэтому «…если взяли только перегонщика, то вменить ему кражу никак не получится. Шёл мимо, увидел машина стоит заведённая, а он спешил очень. Взял, только до места доехать. Потом вернуть собирался. Если не будет статьи за угон, то такие перегонщики вообще останутся без ответственности». И именно по такой причине статья 166 до сих пор остаётся в УК РФ.
Сославшись на статистику МВД России, «Российская газета» отметила: число угнанных за весь минувший год автомобилей составило почти 43 тысячи, а количество возбуждённых по статье о неправомерном завладении транспортом уголовных дел – 21 тысяча.
Генеральная прокуратура РФ оперирует иными данными: за прошедший год зарегистрировано 22442 преступления по статье 166 УК РФ, а в суд направлено 13069 уголовных дел.
Завершающая же фраза в материале издания, вообще, претендует на «классический» характер: «…Надо сказать, что когда автовладелец обнаруживает не сразу, что его автомобиль пропал с дворовой парковки, то, как правило, следов кражи уже не остается, и дело возбуждается об угоне».
Оставить комментарий