В Приморье может стать меньше АЗС, а стоимость литра бензина к концу 2018 г. дойдет до отметки 50 рублей

25.Май.2018

К 2019 году на Дальнем Востоке выживут далеко не все небольшие частные компании, торгующие на автозаправках бензином и дизельным топливом. Всё это будет приводить к монополизации рынка, росту цен и оттоку населения

 Бензиновая «удавка»: топливо дорожает, несмотря ни на что

benzin2

 Наверное, на Дальнем Востоке нет такого автолюбителя, который не отметил бы: цены на АЗС растут практически каждую неделю. Впрочем, нынешняя ситуация может быть куда хуже: несмотря на то, что российский вице-премьер Дмитрий Козак в приказном порядке потребовал снизить акциз (ожидается, что первое время это поможет удешевить цену «92-го» и «95-го» бензина, в среднем, на три рубля за литр), проблему это не решит. Причина проста – с весны до осени наблюдается устойчивый рост спроса, а для небольших частных АЗС есть только две возможности: или покупать топливо на бирже, куда оно выдается небольшими партиями и стоит очень дорого, или приобретать топливо у российских компаний-монополистов, но тогда «частникам» будут продавать топливо по оптовым ценам, которые выше розничных цен у самих монополистов.

В любом случае, уже сегодня небольшие частные компании, имеющий сеть собственных АЗС, или торгуют себе в убыток, или же выживают за счет оборота топлива в крупных городах. В Приморском крае, например, уже сегодня на бирже основные игроки покупают тонну бензина более, чем за 50 тысяч рублей. Это значит, что литр бензина (и не 98-го, а 92-го или 95-го) уже сегодня должен стоить более 50 рублей. Специалисты из российского нефтяного бизнеса прогнозируют: к концу года в отдаленных районах Приморского края могут закрыться небольшие заправки, которые при дальнейшем росте цен станут совсем нерентабельными. И, если там не появятся заправки «Роснефти» или «ННК», то многим водителям, как в советские годы, придется брать с собой запас топлива в канистрах. Есть опасность и более «социально-напряженных» вещей: в некоторых городах и районах Приморья существует только одна заправка на весь городок. В случае ее закрытия есть риск, что ни скорая помощь, ни полиция не будут заправлены вовремя. А значит, «бензиновая» проблема (если, не дай Бог, дойдет до закрытия АЗС) станет «головной болью» для муниципалитетов и краевых властей.

Проблема уже поднималась (и неоднократно) даже на федеральном уровне. Ежемесячный журнал «Современная АЗС» в материале «Голодные игры Дальнего Востока» уже сообщал об этой проблеме.

Вот, что пишет журнал «Современная АЗС»: «На сегодняшний день ДФО – это 6215,9 тысяч квадратных километров (36,4% территории России) с населением 6293,1 тысяч человек (4,9% населения России). Дальний Восток владеет богатейшими запасами природных ресурсов: помимо присутствия практически всей таблицы Менделеева, здесь находятся Сахалинские шельфы, богатые нефтью и газом, что позволяет успешно развивать в том числе и топливную промышленность региона. Но при всем своем богатстве, на топливном рынке округа сложилась ситуация, когда весь регион фактически зависит от деятельности двух нефтяных компаний.

 Основными объектами нефтепродуктообеспечения региона являются Комсомольский НПЗ (КНПЗ), принадлежащий НК «Роснефть», и Хабаровский НПЗ (ХНПЗ), входящий в структуру ННК, которая, к тому же, является единственным оптовым поставщиком нефтепродуктов на полуостров Камчатка. При этом на биржевых торгах присутствует лишь КНПЗ, тогда как Хабаровский завод с некоторых пор освобожден от участия на бирже по не известным для участников рынка причинам. С учетом этого факта, объемов, предлагаемых с КНПЗ в рамках биржевых торгов, по мнению участников рынка, не просто недостаточно, их катастрофически мало. Операторы же региона утверждают, что предпосылок для дефицита ресурсов нет и не было…

 Как рассказал корреспонденту «Современной АЗС» Борис Добженецкий, руководитель Некоммерческого партнерства «Владельцев автозаправочных станций Камчатки», в силу определенных особенностей региона, общие рыночные проблемы нефтепродуктового сектора, такие как монополизация рынка ВИНКами (вертикально интегрированными нефтяными компаниями – Прим. Ред.) и нехватка топливных ресурсов на бирже, в Дальневосточном ФО ощущаются более остро: «К примеру, это касается логистики – на ту же Камчатку необходимо еще и «переплыть» танкером». Основные оптовые показатели по Дальнему Востоку определяет Комсомольский НПЗ. При более внимательном изучении итогов биржевых торгов, можно увидеть, что продажи топлив с завода на ст. Дземги колеблются в пределах 2-4 бочек (120-240 т) в день. При этом независимым операторам, работающим на полуострове, необходимо только 92-го бензина 4,5 тыс. тонн в месяц. Приходится покупать топливо вот этими бочками (при этом каким-то образом насобирать «танкерный» объем) и переваливать через нефтебазу для последующей погрузки на танкер. Стоит отметить, что нефтебаза порта Находка принадлежит «Роснефти», которая, как рассказали в Партнерстве, достаточно часто отказывает в перевалке, не заключая договора. Иногда недостающие объемы с КНПЗ перекрываются ресурсами с Ачинского или Ангарского заводов. «Но даже если стоимость нефтепродуктов на Ангарском НХК, Ачинском и Комсомольском НПЗ примерно одинаковая, то с учетом логистики (ЖД, перевалка), конечная стоимость товара просто не позволяет вписаться в рынок, – объясняет г-н Добженецкий. – В декабре прошлого года операторы региона в своем большинстве работали в убыток. Сейчас маржа составляет порядка 4-5%».

 Бензин — дороже, людей — меньше, или Дальний Восток, как «территория «умирающего» «недоразвития»

 Описываемая журналом «Современная АЗС» ситуация с бензином и дизтопливом на АЗС характерна своей «проблематичностью» на всей территории Дальневосточного федерального округа. Похожая ситуация наблюдается не только в Приморье или на Камчатке. Она практически идентична и в Амурской области, и в Хабаровском крае, и в ЕАО, и в Магадане, и на Сахалине и в Якутии. Конечно, у каждого региона имеются свои экономические и территориальные особенности. Но ситуация – все равно неприятная и опасная. Пока власти обещают создать на территории Дальнего Востока «рай земной», пока ждут, что осваивать дальневосточные земли приедут многочисленные переселенцы, местному населению практически полностью «перекрыли кислород»: малый и средний бизнес в виде частных АЗС «задыхается», люди теряют работу, топливо дорожает. А раз дорожает топливо – о каком «росте» или «опережающем развитии» можно говорить? Территория «умирает» от «недоразвития», так как местным людям просто не дают жить разными «экономическими мерами». В том числе, мерами, которые «попахивают бензином». Станет ли на Дальнем Востоке жителей больше? А вы сами подумайте…

 В приморское краевое отделение «ОПОРЫ РОССИИ» уже поступило обращение от представителей нескольких частных АЗС, которые обращают внимание не только на цены, но и на «социальную составляющую». В случае закрытия только одной сети частной АЗС в Приморье, это приведет  к появлению еще порядка 300 человек безработных. Большинство из них трудится в приморской «глубинке» и едва ли для них кто-то создаст новые рабочие места в ближайшее время. А это приведет к еще одному витку социальной напряженности в крае.

Председатель приморского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Виталий Гуменюк, в телефонном разговоре с корр. «Золотого моста», отметил: «Проблема эта нам известна. И, конечно, ее нужно решать, потому что удорожание топлива приводит к дополнительным расходам, которые несет бизнес. Возрастает стоимость всей логистической цепочки, вырастают расходы бизнеса и предпринимателям трудно планировать свои расходы наперед – непонятно, насколько еще подорожает топливо в ближайшие месяцы. Роста социальной напряженности тоже  допускать нельзя: предприниматели создают рабочие места и платят налоги. Это помогает развитию муниципалитетов и дает человеку уверенность в завтрашнем дне. Если же частные АЗС начнут сокращаться, есть риск, что новые рабочие места никто так быстро не создаст. Приморская «ОПОРА» намерена выводить эту «топливную» проблему на федеральный уровень, так как дальневосточные предприниматели даже без роста стоимости топлива находятся в довольно уязвимом положении…»  

 А пока дальневосточникам остается верить, что на «топливную» проблему региона обратят внимание на самом высоком уровне. В противном случае с «отрицательной» демографией Дальневосточного федерального округа придется бороться еще не один десяток лет…

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(1)
Андрей

Есть альтернатива ГАЗ пропан-бутан или Метан? цена 22 руб. за литр.