Восстание машин началось… в Приморском крае?

16.Сен.2024

Искусственный интеллект Ространснадзора России расширяет своё пагубное влияние на бизнес грузоперевозчиков и строителей

Ранее, в материале «1500 жалоб по штрафам в одном только Артёмовском суде», мы освещали проблему некорректной работы автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Но «фотоловушки» Ространснадзора становятся всё более умными, а искусственный интеллект в них – всё изощрённее, при полном отсутствии контроля со стороны человека.

Очередной жертвой «умного» весогабаритного пункта стала даже не транспортная, а строительная компания «АНТАРКТИДА», резидент ТОР «Приморье», известная на строительном рынке края уникальностью и качеством выполняемых работ. Фотография грузовика обошлась строителям в… 400 тысяч рублей! На фото, любезно предоставленном искусственным интеллектом, грузовичок выглядит бодрым, чистым и практически пустым. Единственным и не таким уж крупногабаритным, да и тяжёлым грузом являлся… одиноко стоящий паллет в кузове. Таких туда ещё с десяток накидать можно. Казалось бы, идиллия, но – нет. Роботизированный интеллект европейского производства «BETAMONT», словно по указке Жозепа Борреля, из ненависти ко всему русскому, «зафотофиксировал» фрагмент прозрачного полиэтилена, едва заметного для человеческого ока. Мало того. ИИ еще и замерил целлофан – аж 61 сантиметр. Даже не в дюймовой, по-европейски, а в метрической системе мер – 61 см! Подстроился уже!

И лишь в августе, спустя два месяца после описываемых событий, строители получили постановление по делу об административном правонарушении с «приветом» от Транснадзора по Центральному федеральному округу, из славного города Твери. И заштормило в «АНТАРКТИДЕ». Директор, юрист, объяснения, претензии, разбирательства… Всё, как положено в радеющей за свой имидж компании. И в центре сюжета – ответственный к работе, с более чем 20-летним стажем водитель, от которого подобного вообще никто не ожидал! Здесь не будем публиковать объяснение водителя на пяти листах, из смысла которого очевидно, что груз из 50 мешков сухой строительной смеси, по 25 кг в каждом, находился в кузове, на паллете, в компактном виде. Предварительно же груз был упакован машинным способом полиэтиленовой плёнкой прямо на этом технологическом поддоне в несколько оборотов, и не прихоти ради, а для влагозащиты и безопасности транспортировки. Подобные машины можно увидеть во всех аэропортах России для обмотки багажа пассажиров за скромную плату в 50 рублей. Наша же обмотка обошлась… в 400 тысяч рублей. Водитель же ни скоростного режима, ни ПДД в целом не нарушал, груз сдал без претензий от получателя. Но – обвинён искусственным интеллектом в правонарушении.

Как «отклеился» 60 сантиметровый уголок полиэтилена? Или в результате некачественной машинной обмотки, или от порыва ветра? В первом случае – это конфликт интересов двух машин: одна, не совсем «умная», некачественно мотает, а другая, «поумнее», хорошо замеряет. А если про ветер, то он не только целлофан отрывает, но порой и длинномер с контейнером на бок укладывает в «нашенском» Владивостоке. Предположим, что в Твери ветра нет, и там полиэтиленовая плёнка самостоятельно разворачивается и принимает вертикальное – вверх, либо горизонтальное – в сторону – положение. В любом случае, вопросы умысла, виновности в подобном административном правонарушении крайне сомнительны.

Мы попросили прокомментировать ситуацию директора ООО «АНТАРКТИДА» Андрея Замащикова:

– Я безусловный сторонник неотвратимости наказания, за каждый поступок надо отвечать. И наказание должно быть суровым, соразмерным и справедливым, это дисциплинирует. В случае с нашей автомашиной, мера ответственности – действительно суровая, а, вот, справедливость вызывает вопросы. Очевидно, имеет место технический сбой, где аппаратура фотофиксации ошибочно распознала фрагмент полиэтилена как физический груз. Как доказать свою правоту Аппаратуре, и есть ли наказания для искусственного интеллекта, кроме отключения питания? Не знаю. Обвинять водителя не стал бы, в зеркала заднего вида он и не мог видеть эту плёнку. И, как следствие, – подобное наказание уже теряет всякий воспитательный смысл. Ситуация сейчас сложная и в бизнесе, и в экономике в целом, что частично связано и с санкционным давлением, и с проведением СВО…

Тут Андрей Замащиков соотнёс сумму штрафа со стоимостью специальных средств, применяемых в боевых условиях. Очень даже накладно получается – оплачивать штрафы сомнительной юридической чистоты.

Получить пояснения от государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО, вынесшего постановление, редакции не предоставилось возможным, так как телефоны в этой уважаемой государственной структуре безответны – и по местному, и по московскому времени. Представители же организаций, считающих себя необоснованно привлечёнными к ответственности также, не могут дозвониться туда. В имеющемся документе указаны ФИО инспектора, но не станем без его согласия упоминать, с заботой о защите персональных данных. В данном, отдельно взятом, случае вполне логично было бы вспомнить добрым словом Лазаря Гинзбурга, описавшего историю про старика Хоттабыча, аналогичную по сюжету нашему повествованию, задумываешься о том, что сегодня реальным, а не фантазийно-литературным джином оказывается искусственный интеллект (ИИ). Абсолютно никем не контролируемый. Даже сотрудниками Ространснадзора, у которых находится «в услужении».

В связи с этим возникает вопрос о том, что этого самого ИИ – явно недостаточно для привлечения к административной ответственности по ч. 6, ст. 12.21.1 КоАП РФ. Вторым фактором, определяющим деяние в качестве административного правонарушения, является  отсутствие специального разрешения на перевозку крупногабаритного груза. Есть разрешение – нет ответственности; нет разрешения – есть ответственность.

Что же мы имеем? Сотрудник госструктуры не то, чтобы проявил какое-то служебное рвение, но сделал то, что предписано должностной инструкцией. Сугубо формально. А именно – направил запрос на наличие специального разрешения в ФКУ «Росдормониторинг» и, естественно, получил отрицательный ответ: мол,  специальное разрешение на тот день не выдавалось. Да простит меня читатель! А какое специальное разрешение, чёрт побери, надо получать на уголок полиэтиленовой плёнки длиной в 60 см, выполняющей роль упаковки?!. Этому чиновнику приказ Минтранса России №167 о специальных разрешениях почитать бы надо… Если ИИ возможно условно сопоставить с Джином из повествования про старика Хоттабыча, а «усердного» ространснадзоровца – с подростком Волькой, то и получается: отнюдь не джин на Вольку работает, а Волька полностью ему повинуется.

Причина данной проблемы, как видится, до безумия проста. И у аппаратуры, и у Ространснадзора, его эксплуатирующей организации, цели совпадают: как можно больше денег вытянуть, не особо волнуясь о последствиях. Если Джина настроить и контролировать, то он раз-другой прокормит, а если же не контролировать, то будет кормить вечно. И сколько бы перевозчики, и «Спасскцемент» свои машины не перевешивали, не перемеривали, не догружали, то Джин всё одно – найдёт за что зацепиться. Абсолютная бесконтрольность…

Может, у чиновника-Вольки и времени на контроль Джина не остается, а может, – и собственного интеллекта дефицит, в силу невежества? Ведь он один в Твери стоит, да и по всей России, от Калининграда до Камчатки, мечом административного возмездия машет. Когда уж там – в каждый материал вникать, когда ему Джин ежедневно сотнями сыплет. Только и успевай электронные подписи ставить. Остается Вольке зарплаты и премии получать, да грамоты с благодарностями за пополнение бюджета, Вот, собственно, и весь функционал. С остальным Джин сам справится, наверное, да и Волькины электронные подписи штампует уже направо и налево.

Возможно, читает Волька эти строки и задыхается от собственных величия, вседозволенности и безнаказанности. Ворвался в элиту! А вокруг – общественное и правовое море штормит, иски, жалобы, претензии, отказы, возвраты, направления по компетенции… Сотни истцов, судей общей юрисдикции, арбитражных, прокуроров, адвокатов. Все в работе на тысячи человеко-часов и окладов. Был бы толк!? Но дело-то – бюджетное, априори незыблемое…

И обращаются жаждущие справедливости, с надеждой на её торжество, в Приморское краевое отделение «ОПОРЫ РОССИИ», в котором заместитель председателя Александр Огневский проводит встречи, беседы, собирает совещания комитета по транспорту, что отчасти, уже успокаивает потерпевших. Выслушать и понять – тоже важно. Приморским краевым отделением «ОПОРЫ РОССИИ» извещены о проблеме и органы исполнительной власти, и органы прокуратуры, и аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае. Вот только контролирующие органы в Приморском крае и иных регионах России, а Волька – тот обосновался в Твери и административные протоколы штампует. И хочется задуматься и вопрос поднять: хватит ли у надзорных и защитных структур, находящихся на Дальнем Востоке, полномочий и компетенции в части территориальности и подсудности?

Но одно представляется очевидным: «целлофановое» постановление надо отменять, да и рьяного сотрудника Ространснадзора поправить необходимо, чтобы включал собственный, человеческий, интеллект при рассмотрении подобных административных материалов. А для того, видимо, придётся выходить на Центральный аппарат «ОПОРЫ РОССИИ», Генеральную прокуратуру РФ, Минтранс России, что в Москве находятся. Чай, оттуда – и Тверь поближе. А может, и Следственный комитет РФ «нашего Вольку» вдруг фигурантом уголовного дела объявит. То ли по халатности, то ли из-за превышения должностных полномочий – за необоснованное привлечение к административной ответственности. Другим «Волькам» уже не повадно будет. И не будут они чувствовать себя непогрешимыми, незаменимыми и безнаказанными…

Вот, такой «целлофан» получается. Пока некое «восстание машин», неоднократно упоминавшееся в литературе и кинематографе, не случилось…

На фото: тот самый грузовик, который по версии весогабаритного контроля и чиновника из Твери якобы «удлинился». «Хвост» из целлофана никто видеть не хочет…

 

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)