Возможность продления Северного морского пути вызывает вопросы

02.Апр.2021

Путь – большой. Но и проблем немало…

Предложение пяти губернаторов

О предложении глав пяти субъектов РФ – Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей, а также Камчатского края и Сахалинской областей – сообщил РБК. Суть инициативы – в расширении географии Северного морского пути, с продлением этой каботажной линии – как на запад, так и на восток. Т.е. «Большой Северный морской путь» (для неё даже предложено такое, новое, название) может, по замыслу, соединить, условно говоря, Санкт-Петербург с Владивостоком. А если будет создан план развития его инфраструктуры, предоставлены меры поддержки, то это будет грандиознейшее изменение в жизни всего российского Севера. Предложения от руководителей регионов были направлены в адрес вице-премьера Юрия Трутнева, который в Правительстве РФ курирует и Дальний Восток, и Арктику.

Сегодняшнее положение и суть предложения

В настоящее время Северный морской путь ограничивается акваторией от Карских Ворот (с запада) до мыса Дежнёва (с востока), границы его зафиксированы в Кодексе торгового мореплавания и «связаны с ледовой обстановкой в этих районах». Действующие на СМП особые правила судоходства устанавливаются Россией на основании требований Конвенции ООН по морскому праву.

Если удастся реализовать замысел Большого Северного морского пути, включающего как западную часть России, так и дальневосточную, то его развитие «будет способствовать росту каботажных перевозок.., диверсификации транспортно-логистических схем и формированию комплексного подхода в развитии СМП».

Дело не ограничивается исключительно терминологической корректировкой: план по развитию Большого Северного морского пути «позволил бы синхронизировать развитие портовой инфраструктуры, объединить интересы участников логистических цепочек и развивать все порты Арктики».

Действующие в настоящее время документы стратегического планирования, ориентированные на комплексное развитие Севморпути, практически оставляют вне поля зрения транспортно-логистическую, да и промышленную инфраструктуру Санкт-Петербурга, Архангельской и Мурманской областей, Камчатки и Сахалина. Но она, эта инфраструктура, и сегодня «вносит весомый вклад в развитие перевозок по арктическому маршруту».

Перспективность организации морских перевозок в упомянутых ранее пяти регионах обусловлена слабым развитием наземной транспортной сети. Стабильным же грузопоток там едва ли может стать, пока нет мер господдержки каботажных перевозок.

В числе мер поддержки называются, в частности, снижение тарифов на ледокольную проводку, разрешение использовать суда по чистой воде без ледового класса и без ледокольного сопровождения. Есть мысли о возможности государственной поддержки «для обновления докового хозяйства, модернизации основных фондов и производственных мощностей судоремонтных предприятий», о разработке «программы импортозамещения в сфере судового оборудования».

К моменту публикации было известно, что вице-премьер Правительства РФ – полномочный представитель Президента России в ДВФО Юрий Трутнев намеревался провести совещание, на котором предполагалось обсудить вопросы «организации инфраструктуры Севморпути, в том числе создания регулярных судоходных контейнерных линий и каботажных перевозок по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток…»

Севморпуть: день сегодняшний

Говоря об использовании СМП в настоящее время, РБК отмечает его значение в обеспечении так называемого «северного завоза» (т.е. снабжения удалённых от центра регионов), а также в «обеспечении арктических проектов добычи ресурсов и их вывоза». В 2020 году этот путь использовался для поставок преимущественно нефти, сжиженного природного газа и металлов. Но при нынешних объёмах является большой проблемой то, как увеличить (в соответствии с майским указом Президента РФ) грузопоток до 80 млн тонн. Таких параметров вероятно достичь тогда, когда акватория СМП получит расширение за счёт включения в неё Мурманска и дальневосточных портов.

Если даже загрузить суда рыбными грузами и отправить их по этому пути, то такая загрузка едва ли окажется серьёзным подспорьем, даже не выходом из положения. Отчасти и временно можно надеяться на то, что морским путём окажется возможно отправлять железорудный концентрат. Но эта мера, опять-таки, может «сработать» в течение короткого времени. Случившийся на днях затор в Суэцком канале побудил некоторых из представителей бизнеса подумать о возможной альтернативе – доставке контейнерных грузов по Севморпути. Но насколько основательно возможно заняться разработкой такой темы, поскольку евро-азиатский товарообмен нуждается в альтернативных артериях?

РБК называет СМП «более короткой дорогой между Европой и Азией» и отмечает, что «доставка грузов по нему почти на 30% быстрее». Есть, правда, и сдерживающие факторы в виде климата и тяжёлой ледовой обстановки. Последние из названных обстоятельства ограничивают возможности использования Севморпути временем с мая по декабрь.

Очередной раз – на те же «грабли»?

Тема расширения границ Севморпути – не нова. Об этом РБК писал и в прошлом году. Уже тогда было понятно, что изменение таких границ побуждало к необходимости устранить противоречия с международным правом. На это обращали внимание представители Минвостокразвития, Минтранс, МИД и «Росатом».

Поручение вице-премьера Юрия Трутнева профильным ведомствам о рассмотрении такого вопроса было дано ещё в мае 2020 года – с возможной перспективой включения в границы СМП акваторий Баренцева, Белого, Печорского, Берингова и Охотского морей. Все эти акватории – в рамках исключительной экономической зоны РФ.

Сложность заключается в том, что статья 234 Конвенции ООН по морскому праву предусматривает право прибрежных государств на установление особых правил для судов «только в покрытых льдами районах». И эти правила «должны способствовать предотвращению загрязнения морской среды там, где особо суровые климатические условия и наличие льдов в течение большей части года создают повышенную опасность для судоходства, а загрязнение способно «необратимо нарушить» экологическое равновесие».

При глобальном потеплении проблематично доказывать наличие льдов в новых акваториях, а ряд портов, которые могут пополнить маршрут СМП, вообще являются незамерзающими.

Если же брать в качестве ориентира параметры из майского указа, то, при всём желании и старании, выполнение его может быть сорвано – из-за нехватки более чем 20 млн тонн грузов.

В Минвостокразвития в минувшем году уверяли, что даже если идея о расширении границ Севморпути не будет реализована, то работа по развитию трассы, то модернизация портов (в том числе – на Камчатке и Сахалине) будет продолжаться и впредь.

Как оно окажется на самом деле?..

Иллюстрация: snegir.org.


Оставить комментарий


Комментарии(0)