Взгляд на «курильский вопрос» сквозь призму истории и политики
Россия продолжает отвергает попытки японской стороны навязать обсуждение искусственно созданной так называемой проблемы «северных территорий»
Вспомнить слова из известной в своё время песни из кинофильма «Трактористы», вышедшего на экраны Страны Советов в год конфликта у озера Хасан (1938), побуждает сегодняшняя внешнеполитическая ситуация. Собственно говоря, в песенном тексте Бориса Ласкина люди того времени без труда узнавали исходное выражение, принадлежавшее Иосифу Сталину и произнесённое в Политическом отчёте ЦК XVI съезду ВКП(б): «Ни одной пяди чужой земли мы не хотим. Но и своей земли, ни одного вершка (…) не отдадим никому».
Такой подход, сегодня имеющий особую злободневность, нисколько не утратил своей остроты. Отражением современной нам ситуации стало появление в целом ряде СМИ заголовков типа: «МИД Японии впервые с 2003 года обозначил Курилы как «незаконно оккупированные» Россией». А появление подобных публикаций порождено умонастроениями, активизировавшимися в среде части японского общества. Ведь и по сей день, несмотря на почти восьмидесятилетнюю историю в период после разгрома милитаризма в Стране восходящего Солнца, в Японии сохраняются сторонники реваншизма, которые открыто обсуждают вопрос о силовом возвращении пресловутых «северных территорий». Заводят речь даже об открытии на Курилах «второго фронта». Отдельные японские официальные лица допускают даже провокационные заявления и «предупреждают», что, в случае прекращения российско-японских переговоров о «мирном договоре» и Курилах, может произойти чуть ли не военное «столкновение» Японии и США с Россией. И это никак не способствует нормальным отношениям двух соседствующих стран, да и стабильной обстановке во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Что же касается позиции российской стороны, то она не просто принципиально и неизменна – она основывается на исторических фактах и действующих международных соглашениях. Предусматривает суверенитет и юрисдикцию России над Курильскими островами.
Позиция российского государства основывается на том, что Российской империи принадлежали все Курильские острова – включая южные – с конца XVIII века. А решением Ялтинской (Крымской) конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции – И.В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля – по итогам второй мировой войны передавались Советскому Союзу – как государству-победителю и правопреемнику прежнего владельца – России.
Лишение милитаристской Японии этих островов было предусмотрено и условиями Потсдамской декларации, на основе которой японское правительство подписало Акт о безоговорочной капитуляции. Вывод всех без исключения Курильских островов, вплоть до острова Хоккайдо, из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии предусматривался Меморандумом главнокомандующего союзными державами генерала Д. Макартура от 29 января 1946 года. Показательно, что на тот момент решение государств – союзников по антигитлеровской коалиции никаких возражений японского правительства не вызвало, так как рассматривалось в качестве реализация условий капитуляции.
Следующим шагом стали в 1951 году подписание японским правительством, а затем и ратификация Сан-Францисского мирного договора. Согласно этому документу, японская сторона отказалась «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на южную часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».
Юридически это означало территориальное восполнение потерь России (впоследствии – СССР), которые были понесены страной в результате русско-японской войны 1904–1905 годов. Японские милитаристы, вдохновляемые британскими и американскими правящими кругами, развязали эту войну путём вероломного нападением на российскую военно-морскую базу Порт-Артур. Цели этой войны были очевидными – захватническими, а именно – отторжение от России дальневосточных территорий в интересах нарождающегося в Японии империализма. Лишь героическая оборона крепости Порт-Артур, а также сопротивление русской армии в Маньчжурии, измотавшие японский военный потенциал, не позволили японской военщине завладеть российскими территориями – северной частью острова Сахалин и Приморьем.
В результате установленного в 1951 году миропорядка Япония подтвердила отказ Японии от всех Курильских островов, включая их южную часть. Но это вовсе не означало, что агрессивно настроенные круги Страны восходящего Солнца смирились с таким положением дел. 31 июля 1952 года в совместной парламентской резолюции всех партий Японии перед правительством была поставлена задача по возвращению в структуру империи островов Хабомаи и Шикотан. Японские парламентарии рассматривали их не как Малую Курильскую гряду, а как «продолжение Хоккайдо».
Продолжением реваншистского курса стала деятельность премьер-министра Японии Итиро Хатояма, который в 1955 году начал переговорный процесс о подписании между двумя странами мирного договора. Важной вехой на пути к дипломатическому разрешению вопроса стало подписание 19 октября 1956 года в Москве Советско-японской совместной декларации. Этим документом предусматривалось, что СССР и Япония «согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений… переговоров о заключении мирного договора». И это никак не означало, как пытаются утверждать наши японские «партнёры», продолжение переговоров по территориальному размежеванию. В декларации предусмотрена чёткая декларативная позиция: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».
Но, как показали дальнейшие события, переговорный процесс о заключении мирного договора застопорился после 1956 года. Японское правительство не только фактически прекратило свою деятельность в этом направлении, но и пошло дальше по пути эскалации напряжённости. В нарушение ранее достигнутых договорённостей японская сторона произвольно выдвинула требование «вернуть» не только Хабомаи и Шикотан, но ещё и наиболее крупные и освоенные острова Курильской гряды – Кунашир и Итуруп.
За такими шагами японского руководства вновь стали просматриваться интересы тех же сил (в первую очередь – из США), которые столкнули Японию с Россией в 1904 году и которые никак не были заинтересованы в нормализации советско-японских отношений. Процесс заключения мирного договора был заблокирован на долгие годы.
Более всего сильно обострились отношения между нашими странами в 1960 году. Тогда японское правительство заключило военный союз с Соединенными Штатами, важнейшим элементом которого стало предоставление заокеанскому союзнику Японии права на размещение на территории страны военных объектов США, нацеленных на Советский Союз.
Подобные действия не могли не вызвать ответной реакции, и МИД СССР направил правительству Японии памятную записку от 27 января 1960 года. В этом дипломатическом документе было чётко и однозначно прописано, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии, как это предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года». Никакие иные условия не рассматривались и не предлагались, да и не могли быть рассмотрены как приемлемые.
Такой подход, что вполне логично, побудил антисоветские силы не просто к откровенно недружественным выпадам о «незаконном захвате исконно японских земель», но и к призывам пересмотреть подписанные, в том числе и самой Японией, международные соглашения. Именно к этому времени и восходит муссирующийся реваншистами термин «северные территории», то и дело используемый теперь уже антироссийской пропагандой в Японии.
Поскольку в настоящее время японское правительство явно не торопится выполнять положения Совместной декларации, не желает ведения переговоров о подписании мирного договора, то стоит вспомнить о практике официального Токио. Японские власти вновь поднимают на щит «территориальную проблему», несмотря на то, что в прежние годы правительство СССР заявляло, что такой проблемы в советско-японских отношениях не существует, ибо она была разрешена по итогам войны.
Российское дипломатическое ведомство, как в своё время МИД СССР, неизменно отвергает попытки японской стороны навязать обсуждение искусственно созданной так называемой проблемы «северных территорий». Наша страна по-прежнему ориентирована на дальнейшее развитие отношений с Японией, на поиск взаимоприемлемых условий, на которых возможно заключить мирный договор между нашими странами. Но Россия категорически отвергает политику диктата и навязывание неприемлемых условий, выдвижение ультиматумов и попытки диалога с позиции силы.
Подводя итог, стоит сказать, что свою непреклонную волю победителя российское государство продиктовало Японии и всему мировому сообществу более полувека назад. Сама история (и мы хорошо помним её уроки) отвергает совершенно необоснованные претензии и обвинения японских соседей. Стоит ли наивно полагать, что нынешнее руководство страны, вопреки воле народа и здравому смыслу пойдет на уступки сейчас?
Оставить комментарий