Юридическая казуистика дела №А51-8954/2021: проигрывает “ТФЛ”, а миллионы платить будет “Трайтон”?
В деле о неправильно задекларированной обуви и сумках проигравшей стороной фактически стала компания, которая много лет законно ввозит автомобильные запчасти
Ввозили одни — платят другие?
Наша редакция неоднократно рассказывала об истории с делом №А51-8954/2021, которое больше года рассматривалось в Арбитражном суде Приморского края (АС ПК). В материалах “Китай – Приморье – Северная Осетия: “обувной транзит” с “криминальным продолжением”, “Дело №А51-8954/2021 набирает обороты, Или невероятные «таможенные приключения» продолжаются” и “Сюррреализм в таможенном оформлении: чудеса арбитражного дела №А51-8954/2021продолжаются” мы уже рассказывали об этом несколько странном деле: в 2019 году Северо-Кавказская таможня выявила факты несовпадения грузовых деклараций и фактического содержания грузов, которые шли из Китая через МАПП “Пограничный” в Приморье и в итоге разъехались по всей стране. У таможни в городе Владикавказе эти грузы (а в них — кожгалантерейные товары, сумки, рюкзаки и т.д.) вызвали вопросы с точки зрения их таможенной стоимости. Северокавказские таможенники посчитали, что 19 деклараций не соответствуют заявленному ассортименту и искажают таможенную стоимость. Поэтому таможня пересчитала таможенную стоимость — в сторону увеличения, конечно, и, вместо первого метода применила шестой (резервный) метод расчёта. В итоге таможенная стоимость товаров повысилась на 19 млн рублей. Казалось бы, справедливость. Казалось бы, всё правильно и деньги нужно платить в бюджет.
Но тут возник вопрос: а кому доначислили? Груз перевозили две компании, обе приморские: ООО “Чейн” и ООО “Импорт Групп”. Собственно, они и везли обувь и кожгалантерею. А другую партию грузов перевозили для ООО “Трайтон Технолоджис Энд Инвестмент”. Только вот “Трайтон” вёз запчасти для грузовиков и к продукции, перевозимой ООО “Чейн” и ООО “Импорт групп” отношения не имел в принципе. Все три компании объединяло одно — оформление всех грузов занималось ООО “ТФЛ” — компания из Владивостока. Груз всех трёх компаний оказался в итоге в одних и тех же железнодорожных вагонах, а ООО “Трайтон”, которое официально не являлось декларантом, вдруг было поименовано в качестве “декларанта” в документа, выпущенных ООО “ТФЛ”. В итоге после некоторых разбирательств, которые в 2020 году совпали с “локдауном” и жёсткими “коронавирусными” ограничениями, северокавказские таможенники поступили просто: доначислили ООО “Трайтон Технолоджис Энд Инвестмент” 19 млн рублей. А вскоре и ООО “Чейн” прекратило своё существование.
В 2021 году ООО “ТФЛ”, к которому в Северо-Осетинской таможне возникли вопросы и по другим регионам деятельности, обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края с требованием отменить решение о доначислении 19 млн рублей по 19 декларациям. Так и появилось на свет божий дело №А51-8954/2021.
“Мёртвый” “Чейн” и “неожиданные” Завертаны
Слушание дела №А51-8954/2021 началось летом 2021 года. Дело оказалось в производстве опытнейшей судьи приморского арбитража Натальи Куприяновой, ныне находящейся в почётной отставке. В марте 2022 гв связи с уходом судьи в почётную отставку дело было передано другой судье — Алёне Фокиной. Вот и тут и начали появляться настоящие “чудеса”.
Во-первых, весной 2022 года, уже у судьи Фокиной, выяснилось, что в деле наработано аж 17 томов материалов. Колоссальное количество бумаг! Но из этого так и не было ясно: как ввозился груз и кто всё-таки должен выплачивать 19 млн рублей. Представитель ООО “ТФЛ” Роман Гевель так и вовсе заявил, что “ТФЛ”, “Трайтон”, “Чейн” и “Импорт групп” не при чём, а товары ввозила некая торговая компания “Восток” из Находки.
Во-вторых, “солировал” в процессе один человек — Владимир Маирбекович Гатеев из Владикавказа, представитель местной таможни, который, в общем-то, и доказывал, что 19 млн рублей доначислены законно, поскольку документы российских компаний вызвали сомнение. Присутстовавшие в судебном процессе оперативные сотрудники ДВОТ и юристы ДВОТ и Владивостокской таможни наступательно себя не вели и, как можно предположить, обеспечивали “массовку” и демонстрировали весьма формальное участие в деле.
В-третьих, в качестве “третьего лица” была заявлена уже давно ликвидированная компания ООО “Чейн”, которая, несмотря на свою “смерть” декларировалось в суде, как абсолютно “живая”. Что это — процессуальная “нелепость” или же часть большого плана по “навешиванию” 19 млн рублей именно на “Трайтон”?
Ну и такой интересный момент: Владимир Гатеев несколько раз заявлял о необходимости вызвать в суд владельца и директора “Трайтона” Алексея Завертана, но суд господина Завертана не вызывал. Правда, на один из процессов Алексей Завертан явился сам, абсолютно по своей инициативе, что, скажем так, чисто внешне, явилось неожиданностью для других участников процесса. Финальная сцена из гоголевского “Ревизора” — не иначе!
Впрочем, была и ещё одна неожиданность в этом деле, показавшая, что активности от третьего лица, коим в процесс поименован “Трайтон”, никто не ожидал в принципе.
Когда уже дело №А51-8954/2021 стремительно помчалось к своему финалу, в качестве третьего лица в дело пожелала вступить супруга Алексея Завертана — Надежда Завертан. Начитавшись наших материалов, супруга Алексея Завертана поняла, что бизнес е ё супруга очень красиво, а главное — с опорой на закон, подводят к тому, чтобы сделать “козлами отпущения” в крайне запутанной истории с выплатой 19 млн рублей. А такая сумма очень сильно затрагивает бизнес и семейный бюджет. Поэтому Надежда Захаровна, на правах законной супруги, которую это всё тоже касается, решила вступить в дело. И получила от ворот поворот. И представитель ООО “ТФЛ” Роман Гевель, и сама судья Фокина посчитали, что ООО “Трайтон Технолоджис Энд Инвестмент” — всего лишь третье лицо, и его финансовые интересы никак не затронуты. Это, конечно же, нелепость, поскольку к этому моменту в “Трайтон” уже поступали требования от судебных приставов выплатить 19 млн рублей. Но — внимание — в суде по делу №А51-8954/2021 стоял вопрос о солидарной ответственности, то есть, о том, что сумму, по идее, должны выплачивать ООО “ТФЛ”, ООО “Чейн” (которого уже нет), ООО “Импорт групп” и, соответственно, “Трайтон”. Но пока идёт суд — с “Трайтона” уже пытались получить эти деньги. И при такой ситуации можно говорить, что финансовые интересы “Трайтона” не затронуты? То есть, “мёртвая” компания “Чейн” может быть в суде третьим лицом, а вполне себе живая супруга господина Завертана — нет?
Удивительные дела продолжились и с появлением Алексея Завертана. Отвечая на вопросы суда, он, в частности, заявил, что имеющийся в деле трёхсторонний договор №58/08/19 от 09 августа 2019 г., подписанный между ООО “ТФЛ”, ООО “Чейн” и ООО ”Трайтон Технолоджис Энд Инвестмент”, фактическим подписан не в 2019 г., а в 2021-м! По логике вещей, после такого заявления суд должен был назначить экспертизу, которая бы установила год подписания. Всё-таки два года разницы существенно меняют диспозицию сторон по делу. Если договор подписан в 2021 году, значит, “Трайтон” — вообще не при чём. И не должен платить никаких миллионов. А вот в отношении лиц, которые убедили господина Завертана подписать такие бумаги (если такой факт, конечно, имел место на самом деле), нужно возбуждать уголовное дело. Но суд не стал назначать экспертизу. А значит, получается, поверили на слово представителю ООО “ТФЛ”, который сообщил, что год подписания является настоящим?
Увести “огонь” от таможеников Приморья?
Был и ещё один момент, который суд также упустил из виду. Отвечая на вопросы Владимира Гатеева, Алексей Завертан сказал совершенно правильную вещь. А сказал он о том, что долгое время “Трайтон” не отвечал в Северо-Осетинскую таможню по простой причине: в компании просто не поняли, причём тут Северная Осетия, сапоги, бумажники и рюкзаки, если компания (”Трайтон”) торгует только автомобильными запчастями и даже не является декларантом? И, что ещё нужно отметить, Алексей Завертан указал на следующее: “Это что же, теперь, любой поставщик любого груза укажет мою компанию в качестве декларанта — а я буду отвечать?” Проще говоря, Алексей Завертан, как предприниматель с почти 30-летним стажем, правильно говорит о том, что если на таможне бардак и нет нужного контроля, почему он (предприниматель) должен делать работу за таможню, разматывая “цепочку связей”, кто мог прикрыться его грузом? Не один ведь человек в Уссурийской таможне, куда входит таможенный пост МАПП “Пограничный” не наказан и не будет наказан за всё это “кожгалантерейное” безобразие, выявленное в Северной Осетии. Как можно предположить, кому-то в Приморье очень нужно обострить конфликт между Северо-Осетинской таможней, ООО “ТФЛ” и ООО “Трайтон”, чтобы отвлечь внимание от реальных проблем с досмотрами на приморской границе, чтобы “ТФЛ”, “Трайтон” и таможенники из Владикавказа и дальне “рубились” между собой. Может быть, поэтому возможное участие Надежды Завертан в качестве “третьего лица” и невыгодно кому-то, что, получив доступ к материалам дела, она начнёт задавать всё новые и новые вопросы? Очень похоже на то, что “огонь” перекидывается из настоящего “места бедствия”, Приморья, в сторону Северной Осетии и предпринимателя Алексея Завертана, хотя вопросы по этой “кожгалантерейной” ситуации нужно расследовать в “двадцать пятом” регионе с вопросом о том, как проводился досмотр и что такое торговая компания “Восток” из Находки, о которой говорил Роман Гевель, и которой как бы вообще не существует в поле зрения суда, ДВОТ, Владивостокской и Уссурийской таможни?
Плачевные итоги суда и 9798 км “до правды”
Финал этой истории ожидаем. Судья Фокина полностью отказала в исковых требованиях ООО “ТФЛ”. То есть, компания “ТФЛ” суд проиграла, а выплачивать 19 млн рублей будет, скорее всего, “Трайтон”, финансовые интересы которого, по мнению суда, никак не затронуты. Поэтому сейчас и ООО “ТФЛ”, и “Трайтон Технолоджи Энд Инвестмент” заинтересованные лица будут подталкивать к дальнейшей эскалации конфликта с Северо-Осетинской таможней. Хотя, судя по заявлениям Романа Гевеля в суде, ООО “ТФЛ” “разгромлена” и уже прекратила хозяйственную деятельность. То есть, по сути, сегодня осталось два юрлица, которым предстоит “биться” в Пятом арбитражном апелляционном суде — ООО “Трайтон” и Северо-Осетинская таможня. Остальные потенциальные участники “битвы” (ООО “ТФЛ” и ООО “Импорт групп”), вероятно, “сойдут с дистанции”, ведь платить, судя по всему, будет “Трайтон”. А учитывая, что именно Северо-Осетинская таможня расследует по всем вышеперечисленным фактам “кожгалантерейного” криминала статью 194 УК РФ (уклонение от таможенных платежей) — дальнейшее противостояние “Трайтона” и таможенников Владикавказа приведёт только к ухудшению положения самого “Трайтона”. То есть, “Трайтон” неизвестные советчики продолжают подталкивать к “краю бездны”.
Тут бы, конечно, и Алексею Завертану провести ревизию своего предприятия. Потому что кто-то же из “Трайтона” действительно отвечал в 2020-2021 гг в Северо-Осетинскую таможню. При этом сам Алексей Завертан говорит, что такие ответы он не писал и не подписывал. Значит, кто-то изнутри компании мог это делать за него…
Исходя из складывающейся картины, можно предположить, что кому-то очень нужно и дальше втягивать Алексея Завертана в дальнейший конфликт с силовиками. Ведь такие ситуации стали уже классикой “рейда”: пока одна компания бьётся в судах, её на рынке начинает теснить другая компания, оказывающая аналогичные услуги. Как правило, во “второй” компании работают те, кто хорошо знает “кухню” первой. Так что выплата 19 млн рублей за каких-то “мёртвых” импортёров обуви — это, конечно, совершенно несправедливая история, что и говорить. Но вот дальнейшая атака “на Владикавказ” может стать настоящей катастрофой. Тем более, что как можно понять, никто в Приморье не будет выяснять все хитросплетения взаимоотношений ООО “ТФЛ”, ООО “Чейн”, ООО “Импорт групп” и “Трайтон” — ведь этим же занимаются таможенники из Северной Осетии. Это же близко: всего 9798 километров от Владивостока до Владикавказа. Такое короткое расстояние до правды…
Оставить комментарий