За вовлечение подростков в несанкционированные акции предлагают арестовывать на 15 суток

12.Май.2018
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, цель поправок в КоАП состоит в недопущении причинения вреда жизни, здоровью и развитию несовершеннолетних
Адвокаты негативно отнеслись к проекту поправок. Один из них отметил, что в случае принятия законопроекта главной сложностью правоприменителей будет доказывание вовлечения как такового. Другой считает, что предлагаемая норма является инструментом политической борьбы. Третья оценила законопроект как ложную заботу о правах несовершеннолетних.

В Госдуму внесен законопроект № 462244-7, которым предлагается ввести административную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании. Такая санкция будет действовать в случае, если это действие не будет содержать уголовно наказуемого деяния.

В случае принятия законопроекта размер штрафа будет зависеть от инициатора вовлечения – граждане должны будут выплатить от 30 до 50 тыс. руб., либо им будут назначены обязательные работы на срок до 100 часов или административный арест на срок до 15 суток. Для должностных лиц предусмотрен административный штраф от 50 до 100 тыс. руб., а для юридических лиц – от 250 до 500 тыс. руб.

Как указано в пояснительной записке, цель законопроекта – недопущение причинения вреда жизни, здоровью и развитию несовершеннолетних в несанкционированных акциях. Также поясняется, что рассмотрение дел о проектируемых административных правонарушениях будет отнесено к компетенции судей, а протоколы будут составляться должностными лицами органов внутренних дел.

Комментируя законопроект, адвокат АП Красноярского края Владимир Васин напомнил, что в ст. 15 Конвенции о правах ребенка ясно написано, что каждый ребенок имеет право на свободу ассоциаций и мирных собраний. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности.

По мнению Владимира Васина, государство проанализировало статистику о возрасте лиц, которые доставлялись в отделы полиции в дни проведения различных публичных мероприятий за последние годы, и теперь принимает решительные меры, создавая новый инструмент. «В КоАП уже существуют две статьи со словосочетанием “вовлечение несовершеннолетнего”, это составы ст. 6.10 и ст. 6.23, проще говоря, вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкоголя, табака и других веществ. Подобные составы сами по себе труднодоказуемы. Главная сложность в том, что “вовлечение” – это всегда процесс, это активные действия, и если ребенок сам не скажет, кто конкретно его вовлекал в противоправную деятельность, то доказывать трудно», – пояснил адвокат.

«Главная угроза настоящей статьи в том, что в случае принятия законопроекта, в нашу эпоху постов и перепостов, власти начнут привлекать людей и возбуждать административные дела лишь за то, что несовершеннолетние имели возможность посетить определенную страницу в интернете, а значит, автоматически были вовлечены во что-либо. Все мы знаем, что уже существует великая масса дел, где людей с легкостью признавали организаторами по ч. 2, ст. 20.2 КоАП и арестовывали только за то, что они делали посты или репосты о публичных мероприятиях. Боюсь, что в результате такой инициативы интернет в России может стать еще более несвободным», – заключил Владимир Васин.

Адвокат МГКА «ФОРТ» Сергей Бадамшин считает, что законопроект является чисто политическим решением инициаторов, связанным с протестными акциями. По его мнению, данный документ – прямое наступление на конституционные права. «Я так понимаю, что законодатель пошел по пути залатывания дыр, и вместо широко применяемой ст. 5.35 КоАП – неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, по которой привлекались к ответственности родители правонарушителей, и ст. 20.2 – нарушение установленного порядка организации либо проведения массового мероприятия, предусмотренной для самих нарушителей, решил дополнительно привлекать тех, кого наш гуманный суд и Центр по противодействию экстремизму посчитают лицом, вовлекающим несовершеннолетнего в несанкционированные массовые мероприятия», – указал адвокат.

Сергей Бадамшин считает, что доказать вовлечение будет непросто, однако полагает, что все будет строиться вокруг личности организаторов самой массовой акции. По его мнению, единственным обоснованием вынесенного постановления о привлечении по предлагаемой норме станет «отсутствие основания не доверять сотрудникам полиции и Центру по противодействию экстремизму».

В заключение адвокат пояснил, что так как предлагаемая норма является инструментом политической борьбы, то и применение будет происходить выборочно – исключительно в отношении политических оппонентов действующей власти, что, само собой, будет подразумевать злоупотребление правом.

Партнер АБ «Мусаев и партнеры» Надежда Ермолаева также считает, что данный законопроект является прежде всего актом политическим, а не юридическим. «Я говорю об этом не только потому, что это ответ на недавние протестные акции в Москве и других городах России. Если бы инициаторы рассчитывали именно на правовые последствия своей инициативы, то они бы приняли во внимания тот факт, что объектом доказывания в административном процессе у мирового судьи будет, в числе прочего, именно умысел на вовлечение в несанкционированные митинги именно несовершеннолетних. То есть доказывать придется то, что призыв к участию адресовывался не широкому кругу лиц, а именно этой категории граждан», – пояснила эксперт. При этом она добавила, что для судов самого факта того, что акция (хоть и мирная) была не согласована властями, а также факта участия хотя бы одного лица младше 18 лет будет достаточно для того, чтобы привлечь к ответственности организатора акции.

Надежда Ермолаева указывает, что если обратить внимание на социальный контекст законодательной инициативы, то в нем прослеживается знак явной боязни властями молодежи, среди которой очень распространены протестные настроения. По мнению адвоката, именно это признание инициаторов содержится практически дословно в пояснительной записке к законопроекту.

«Я оцениваю законопроект как ложную заботу о правах несовершеннолетних. Если бы авторы инициативы действительно переживали за “недопущение причинения вреда их жизни, здоровью и развитию”, как это указано в пояснительной записке, то речь шла бы о митингах, сопровождаемых насилием и пропагандой такового, а не о мирных собраниях. Строго говоря, понятия “несанкционированного мероприятия” в отечественном законодательстве попросту не существует, поскольку нет таких властей, которые бы “санкционировали” или разрешали проведение массовых мероприятий», – отметила эксперт и пояснила, что, таким образом, к данному законопроекту имеется еще и масса вопросов с точки зрения юридической техники.

Источник: Новая адвокатская газета

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)