Загадочный Шпицберген стал ближе

12.Сен.2017

Аспирант МГУ им. Невельского выиграла грант Норвежской научной академии полярных исследований

 Анастасия Баженова в 2013 году закончила факультет экологической безопасности и освоения шельфа и поступила в аспирантуру МГУ им. адм. Г.И. Невельского по направлению «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», кафедры безопасности нефтегазового комплекса. Недавно она вернулась со Шпицбергена, где училась в Летней школе, выиграв грант Норвежской научной академии полярных исследований (NVP). Она была единственным представителем от вузов Федерального агентства морского и речного транспорта. В беседе с Анастасией выяснилось, что ее всегда привлекало загадочное название архипелага Шпицберген. И вот однажды оно встретилось ей в конкурсной программе…

 –  Я периодически мониторю в интернете ресурсы, предлагающие гранты для аспирантов. В апреле Норвежская научная академия полярных исследований (NVP) объявила конкурс на участие в Международной летней школе на архипелаге Шпицберген. Соорганизаторами были Университетский центр на Шпицбергене (UNIS), Арктический университет Норвегии (UiT), Северный университет, Норвежский полярный институт (NPI), компания «Акваплан-нива», Нансенский центр экологического и дистанционного зондирования (NERSC) и Русское географическое общество. Планировалось, что участвовать в ее работе будет не более 30 участников. Решила попробовать свои силы. В отличие от других грантов, строгой формы заявки для этой Летней школы не предусматривалось. Для участия требовалось лишь предоставить CV (резюме) и обоснование для участия, в свободной форме. Поняла, что в дело должна пойти вся имеющаяся харизма! Вместе с моим научным руководителем, деканом факультета экологической безопасности и освоения шельфа МГУ им. адм. Г.И. Невельского Сергеем Юрьевичем Монинцом, написали заявку, в которой кратко изложили суть моих научных изысканий, а также каким образом участие в Летней школе может помочь в дальнейшей научной работе. Отправила заявку и стала ждать. Первого июня были объявлены результаты, и мне на электронную почту пришло пригласительное письмо. С этого момента и началась моя подготовка к летней школе «The NVP interdisciplinary PhD and post-doc summer school in 2017 “The Arctic Ocean and the marginal ice zone: interdisciplinary research, management practice and policy developments”. За имеющиеся у меня в запасе месяцы постаралась проработать внушительный список литературы по заявленной тематике.

– Куда конкретно пришлось добираться для участия в Летней школе?

Она проходила в городе Лонгйир (норвежское название – Лонгйирбюэн), на острове Свальбард, архипелаг Шпицберген, Норвегия. Город Лонгйир – самый северный в мире населенный пункт, находится за полярным кругом, на 78 широте… Школа проходила неделю – с 31 июля по 6 августа. Мы занимались в Университетском центре UNIS и в Нансенском центре экологического и дистанционного зондирования (NERSC). Условия были созданы просто отличные. Всем студентам были предоставлены общежития, которые представляют собой переоборудованные старые шахтерские бараки, и даже местные жители до сих пор называют их «barrack». Общежития очень уютные, и по-скандинавски строгие. У каждого студента личная комната с мебелью, общая ванная и туалет на две комнаты, общая кухня на четыре комнаты. Есть оборудованная прачечная и комната для хранения крупногабаритных вещей – чемоданов, экипировки и т.д.

В день проходило от четырех до пяти лекций длительностью полтора часа. Но это было не в тягость – между лекциями организовывались кофе-брейки и часовой перерыв на обед.

bazhenova2

Много времени уделялось групповой работе. Целью Летней школы была практика взаимодействия специалистов из разных областей для исследования одной проблемы. Итогом сессии должна была стать совместная статья, которая будет опубликована в международном рецензируемом журнале. Право выбора конкретной темы организаторы оставили за нами. Тему статьи группа выбирала самостоятельно, исходя из направлений наших научных исследований. Чтобы помочь нам определиться с темой, нас разбили на четыре подгруппы, в зависимости от направлений наших научных интересов.

Каждый день у нас проходили групповые дискуссии, сначала внутри подгрупп. Ближе к концу недели группа определилась с общей темой и дискуссии проходили уже в составе полной группы.

Я бы хотела отметить техническую оснащенность университета. Несмотря на то, что он расположен в труднодоступном месте, представляет собой хорошо укомплектованную современную научную лабораторию. Работать было очень удобно. В каждой аудитории есть проектор, а в холле на видном месте висят электронные  информационные табло с расписанием занятий, погодой и иными онлайн сводками. Это производит приятное впечатление, особенно вкупе с любовью скандинавов к лаконичности и экологичности интерьера. Аудитории очень уютные, много стекла и воздуха, в холлах оборудованы места для отдыха – диванчики и удобные сидения.

Также хотелось бы отметить актуальность подаваемого материала. Статистические данные приводились за 2016 и даже за первую половину 2017 года – а это очень важно, когда речь идет о динамичных и таких резонансных явлениях, как изменения климата. Это говорит о налаженном доступе к различным базам данных, скорости обработки данных и (чего уж греха таить) о  заинтересованности самих научных работников в обновлении своих знаний и в постоянном стремлении совершенствоваться.

Лекторами выступали как сотрудники университета, так и приглашенные преподаватели. Большинство лекторов – норвежцы, но был преподаватель из США и два преподавателя из России.

– Состав студентов был интересным?

Нас всего было 23 человека. Группа получилась очень интернациональная… Самое большое представительство было от России – восемь человек. А еще – норвежцы, британцы, французы, португальцы, непальцы, канадцы, немцы, поляки, турки и т.д. Представителей Азии в этом году не было.

Участники –  представители разных университетов и организаций. Из России были аспиранты, учащиеся в МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Со стороны иностранных участников были представители таких учебных заведений, как Университет МакГилла, Университет Тромсё, Университет Версаль-Сен-Кантен-ан-Ивелин и другие.

bazhenova3

Все участники в той или иной степени имели отношение к изучению Арктики. Преимущественно,  изыскания участников лежали в области морской биологии и климатологии, но были и морские юристы, представители нефтегазовой отрасли, и специалисты, занимающиеся проблемами туризма в Арктике.

Непросто давалась работа над совместной статьей.  В конце Летней школы группа должна была предоставить комиссии черновик статьи. 23 человека разных специальностей, разного уровня знаний и менталитета  очень долго не могли выбрать тему, которая бы устроила всех. К счастью, в ходе споров и дискуссий компромисс был найден, и за два дня до окончания школы началась серьезная работа.

Темой был выбран арктический туризм, его перспективы в контексте глобального потепления и взаимодействие с иными заинтересованными сторонами (судоходство, добыча нефти на шельфе и т.п.)

В настоящий момент работа над статьей продолжается, в ноябре планируется завершение статьи и ее публикация. Она выйдет в свет в начале следующего года.

– Какие остались впечатления от недели на Шпицбергене?

– Это был хороший опыт во всех отношениях. Я всегда грезила Арктикой. Меня завораживали фотографии тундры и ледников, и вот появилась возможность испытать кое-что самой и увидеть арктические пейзажи воочию. Суровость и величие северной природы трудно описать. Это надо почувствовать.  Когда в лицо бьет холодный ветер, температура +6, ты натягиваешь шапку и застегиваешь куртку, а местные жители радуются полярному лету и надевают шорты… Время суток теряет свое значение – постоянно светит солнце. Во-вторых, это опыт участия в международных школах, возможность познакомиться с западной системой образования и её стандартами. В-третьих, это гигантский языковой опыт. В обычной жизни на иностранном языке мы общаемся в пределах ограниченной группы – на языковых курсах и в диалогах с преподавателем. Здесь мне пришлось общаться с новыми людьми, причем для большинства из них английский – не родной язык. Столкнулась с тем, что не всегда понимаю собеседника именно из-за его произношения, и они не всегда понимают меня по той же причине. К счастью, это не стало барьером  в общении. В учебное время мы дискутировали и задавали вопросы лекторам, а вечером собирались в общежитии студенческой компанией и веселились так, как и подобает студентам.

Беседовала Татьяна Каширская, пресс-служба МГУ им. Невельского

Фото из архива Анастасии Баженовой

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)