Законодательная «торпеда» для промыслового флота

19.Мар.2021

Грозит ли сбой в добыче сардины иваси?

Почти штормовое предупреждение

Проблему рассмотрел в ряде публикаций РБК. В первой из них говорится о предупреждении, которое последовало от крупных рыбодобывающих компаний в связи с ожидаемой нерентабельностью промысла. Расходы на растаможку купленных за границей судов со следующего года могут сделать добычу самой дешёвой рыбы нерентабельной.

Входящие в группу «Сигма Марин Технолоджи» дальневосточные компании «Тралфлот» и «Софко» заявили о «рисках «крупномасштабных сбоев» в промысле сардины иваси и «значительном» увеличении из-за этого цен на некоторые виды рыбной продукции». Сообщивший об этом РБК уточнил, что генеральный директор обеих компаний Владимир Рекасов на днях направил соответствующее письмо в адрес вице-премьера Виктории Абрамченко. Письмо это получено и перенаправлено «на проработку» в Минсельхоз и Росрыболовство.

Причиной предполагаемых сбоев может служить вступление в силу «нового требования о таможенном декларировании так называемых незаходных судов». РБК разъяснил этот специфический термин так, что таковыми являются построенные (купленные) и обслуживающиеся (ремонтируемые) за рубежом суда, которые «добывают рыбу по российским квотам». Дело в том, что в конце минувшего года Правительством РФ было принято постановление, предписывающее обязательное проведение таможенного декларирования «всех судов, произведённых или приобретённых за пределами Евразийского экономического союза и занимающихся рыболовством в исключительной экономической зоне России». Отсутствие растаможки означает лишение права на добычу рыбы по российским квотам.

К числу таких судов, принадлежащих компаниям «Тралфлот» и «Софко», относятся супертраулеры «Сергей Бочкарёв», «Пётр I» и «Ерофей» (они были построены в Испании в 1990-е годы, но переоборудованы и модернизированы российскими компаниями, а сейчас являются «самыми высокопроизводительными в мире»: ибо «каждое судно в год может добывать более 80 тыс. т водных биоресурсов, и около половины добычи приходится на скумбрию и сардину иваси…»).

Если же говорить о стоимости сардины иваси, то расчёты показывают: доставка 1 кг с доставкой до порта Владивостока обходится значительно дешевле, чем минтая и тихоокеанской сельди.

Слишком дорогое «удовольствие»

Руководитель добывающих компаний «Тралфлот» и «Софко» обратился к заместителю председателя Правительства РФ с просьбой поддержать предложение Всероссийской ассоциации рыбопромышленников о продлении переходного периода до 1 января 2024 года. Если всё будет идти так, как оно предполагается сейчас, возможно ожидать крупномасштабных сбоев на промысле скумбрии и сардины иваси. Результатом же видится «существенное сокращение объёма поставок сардины иваси на внутренний рынок».

По замечанию РБК, примерно половину улова иваси добывают суда, которые не прошли процедуру таможенного декларирования в российских портах. Почему же добывающие компании не проводят растаможку? Объясняется всё тем, что «покупка и модернизация одного траулера обходится примерно в $50 млн», а растаможка побудит к дополнительным (и весьма существенным!) расходам: к названной сумме придётся прибавить таможенную пошлину (5% от суммы) и НДС (20% от суммы). Рыбодобытчики, в принципе, не отказываются от уплаты, но полагают невозможным сделать это одномоментно.

Если говорить о таможенном декларировании судов компаний «Тралфлот» и «Софко», то расходы по таможенному декларированию их «составят не менее 3 млрд руб. Эта сумма, которую необходимо заплатить до конца 2021 года, в два раза превышает совокупную прибыль» этих компаний за 2020 год.

Финансовая устойчивость группы может и так пошатнуться, что предопределяется «нарушением поставок минтая в Китай» и рядом других факторов.

Понятное дело, что от декларирования судов как такового никуда не уйдёшь, но ультимативно сжатые сроки могут побудить рыбодобывающие компании переключиться на «добычу более рентабельных биоресурсов». А сокращение поставок неминуемо побудит увеличить отпускную цену иваси «на 20–25%».

Представители рыбодобывающей группы «Норебо» хоть и «не ожидают сбоев в вылове этой рыбы», но ухудшение финансового состояния компании-конкурента окажет влияние и на неё: «при выборе квот на вылов рыбы она сделает выбор в пользу того вида, что даёт максимальный доход».

Ещё в январе т.г. ВАРПЭ обращалась к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой о введении трёхлетнего переходного периода для таможенного декларирования «незаходных» судов. Затраты на декларирование, необходимость «перехода в российские порты» и возмещения «потерь от недолова» в совокупности составляют порядка 30 млрд рублей.

Получается, что подготовка постановления правительства (в этом, наверное, можно согласиться с президентом ВАРПЭ Германом Зверевым) была проведена без учёта мнения делового и экспертного сообщества. О больших расходах говорил и заместитель генерального директора «Норебо» Сергей Сенников. Ну, а у чиновников Росрыболовства и Минсельхоза – совсем иное мнение.

И оно нашло отражение в другой публикации РБК. Позицию Росрыболовства, вероятно, вполне можно обозначить так: «На место тех, кто посчитает для себя нерентабельным ловить сардины иваси, придут другие добытчики… Поэтому дефицита рыбы не будет…»

В ведомстве считают, что об установлении требований, касающихся таможенного декларирования, добытчики были заблаговременно извещены, а потому могли бы заранее побеспокоиться и подготовиться. Получилось, как видно, по старому правилу: «Кто не спрятался – я не виноват».

А что будет оттого, что иваси окажется «золотой» рыбкой – не из сказки, а по цене? Интересы, в конечном счёте, потребителя окажутся, скорее всего, за бортом…


Оставить комментарий


Комментарии(0)