Погранпереходы в Приморском крае хотят снова сделать государственными?

14.Мар.2018

Частные владения на границе, которые сегодня зачастую находятся в убогом виде, в 25-м регионе могут быть переданы в собственность федеральных или краевых властей. Вот только хватит ли и у них денег на реконструкцию?

Приморские краевые власти рассматривают возможность передачи частных международных двухсторонних автомобильных переходов в «государственные руки». Такая возможность была озвучена на недавней встрече врио губернатора Приморского края Андрея Тарасенко с собственниками этих автопереходов.

Всего на сегодняшний день в Приморском крае функционирует 5 международных пограничных автопереходов: МАПП Пограничный-Суйфэньхе, МАПП Краскино-Хунчунь, ДАПП Полтавка-Дунин, ДАПП Турий Рог – Мишань и ДАПП Хулинь-Марково.

Ни для кого не секрет, что с начала 1990-х годов погранпереходы в Приморье (как, собственно, и в других регионах РФ) в большинстве своем находятся в частных руках. Да, на территориях ДАПП и МАПП обязаны быть безвозмездно размещены пункты государственных организаций (таможня, пограничники, Россельхознадзор и т.п.), но и земля погранпереходов, и здания принадлежат там вполне конкретным лицам и организациям (частным компаниям). Основными регуляторами деятельности ДАПП и МАПП являются Росграница и Росгранстрой, ныне переданные в ведение Минтранса РФ.

Особенность российско-китайских пограничных пунктов перехода в Приморье: великолепная инфраструктура на китайской стороне, и полная разруха – на стороне российской. Доходит до того, что на китайской стороне – шестиполосная дорога, здания с кондиционерами и т.п., а на российской стороне – «убитая» ухабистая «грунтовка» в две полосы и сельский туалет типа «очко». Разница между китайским и российским «инфраструктурным гостеприимством» настолько шокирует, что уже неоднократно ставился вопрос о реконструкции объектов и дорог со стороны РФ. Кроме того, создание транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» с огромной проходимостью грузового и туристического потока потребует расширения погранпереходов и приведения их в современный вид. Но пока никакого активного движения для того, чтобы как-то «осовременить» МАПП и ДАПП нет.

Вся эта нерешаемая ситуация в итоге вынудила врио губернатора Приморского края Андрея Тарасенко провести встречу с собственниками погранпереходов. Один из вопросов, который был поднят 3 марта 2018 года, звучал так: если вы не справляетесь с управлением и развитием МАПП и ДАПП, может быть, вы передадите их в собственность государства? Правда, тут возникает другой вопрос – станет ли государство (не важно, федеральные или краевые власти) эффективным собственником пограничных переходов? Ведь для того, чтобы привести их в «божеский вид», потребуется не один год и миллиардные ассигнования из бюджета: ведь пока частные инвесторы не спешат вкладывать деньги в развитие пограничной инфраструктуры.

Один из владельцев погранперехода (речь идет о МАПП «Марково-Хулинь») даже высказал свое согласие на передачу своей собственности государству. Сергей Деркач, владеющий «марковским» переходом, рассказал главе региона о том, что который год не может получить от властей Лесозаводского городского округа участок земли, необходимый ему для развития ДАПП. Землю под разными предлогами в Лесозаводске не дают, поток грузовиков и автобусов не растет, нет возможности официально ввести в эксплуатацию уже реконструированные объекты и начать реконструкцию всей инфраструктуры, в результате чего денег ДАПП не приносит. Сергей Деркач отметил: с одной стороны пограпереход пополняет бюджет Лесозаводска, а с другой стороны нынешние власти Лесозаводска делают всё, чтобы погранпереход не развивался. В такой ситуации, наверное, действительно лучше объект передать государству и забыть о нем. Возможно, если ДАПП «Марково-Хулинь» станет федеральной собственностью, у руководства Лесозаводского городского округа просто не будет возможности отказать в выдаче земельного участка.

Другие владельцы приморских пограничных переходов пока не горят желанием отдавать свое имущество, которое находилось у них в собственности не один десяток лет. И пока неясно, станут ли погранпереходы в Приморье государственными?

На фото: погранпереход Хулинь-Марково. Фото из архива ИА «Приморский репортер»

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)