«Амурия»: конкурс хороший, но собак жалко

08.Янв.2022

В Хабаровском крае впервые проходит гонка на собачьих упряжках

Сообщения о проведении такого состязания начали появляться первоначально на этапе подготовки, а уже 4 января 2022 года стало известно о старте. Именно тогда портал transsibinfo.com указал на то, что участниками экспедиции стали два каюра и 19 собак: участники гонки поставили перед собой цель – преодолеть почти 400-километровую дистанцию от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре. При этом пропагандировать ездовое собаководство – как спортивное, так и традиционного – амурского.

Необходимость именно пропагандистской составляющей организаторы связывают с тем, что в конце 1970-х годов в Хабаровском крае была уничтожена амурская лайка (её называют «одной из древнейших пород собак в России», причём универсальной – «и ездовой, и охотничьей»).

Своего рода сверхзадачей видится потенциальная возможность «сделать достойную конкуренцию «Берингии» – традиционной гонке на собачьих упряжках».

В одном из последующих сообщений, кроме описания хода гонки, изложены взгляды организаторов, полагающих, что история Хабаровского края «тесно переплетена с историей, культурой и бытом народов, проживающих на территории региона, а в китайских и маньчжурских источниках Приамурье назвалось землёй собаководов». Поэтому в числе целей проекта «Амурия обозначено «сохранение и продвижение традиционного ездового собаководства, а также и развитие этнографического и событийного туризма».

7 января каюры (а их двое) «благополучно добрались до посёлка Маяк Нанайского района». Оповещая об этом, портал transsibinfo.com уточнил, что день Рождества Христова стал днём отдыха.

В публикации портала okaygorod.com приведена очень важная деталь мероприятия: в подготовке и проведении гонки на собачьих упряжках принимают участие местные жители. Так, «Александр Булдаков посодействовал в прокладке маршрута и предоставил снегоход с водителем».

Лидером гонки на тот момент был Владимир Шаронов, и очень хорошо показали выносливость амурские лайки…

Для понимания того, что за явление представляет собой «Амурия», уместно обратиться к информации еженедельника «Дальневосточный Комсомольск». Интернет-версия публикации появилась аккурат в канун начала 2022 года.

Автором идеи проведения гонок на собачьих упряжках вдоль Амура принадлежит жителю Комсомольска-на-Амуре Константину Еремееву. Его вдохновил пример «Берингии», проводимой в Камчатском крае примерно три десятка лет. Там, в «41-м регионе», «это дело культивируется уже 30 лет и поставлено на широкую ногу. Когда-то начиналось как частная инициатива местных каюров, но постепенно превратилось в громкий туристический, культурный и спортивный бренд своего региона».

В публикации приводится уточнение, что «линейная гонка «Амурия» пройдёт с 4 по 12 января. Дистанция 400 км – со стартом из Хабаровска и финишем в Комсомольске-на-Амуре, с контрольными пунктами и ночёвками в селениях, расположенных вдоль берега».

Есть данные и о каюрах. Ими являются Владимир Бараненас и Владимир Шаронов из Амурской области – «заводчики ездовых пород, имеющие по 20 собак. Один работает с аляскинскими маламутами, другой с амурскими лайками».

Маршрут избран в связи с метеоусловиями на маршруте (при таком направлении движения они более благоприятны). Да и с определёнными историческими аналогиями: зимой 1933/1934 года состоялся лыжный переход первостроителей по Амуру от Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре, к месту всесоюзной стройки.

Согласование маршрута в различных инстанциях и вообще подготовки к гонке у Константина Еремеева было, возможно, более сложным делом, чем преодоление препятствий на трассе. Лишь в минувшем году наметился прогресс: о своей поддержке (только трудно понять, в чём конкретно, кроме слов, она выразилась) заявило правительство Хабаровского края. Некоторый интерес проявило Русское географическое общество. Куда как более результативным оказалось для инициатора «Амурии» взаимодействие с командованием Восточного военного округа, которое «заинтересовалось в достаточной степени, чтобы деятельно поучаствовать в зимнем походе». Предполагается, что «военные на снегоходах помогут разведать и проложить трассу, а потом будут сопровождать участников на всех этапах. То есть пойдут за погощиками, чтобы в случае чего оказать первую помощь, подать сигнал бедствия и организовать транспортировку пострадавших в безопасное место».

Реальная помощь последовала лишь от международного аэропорта Хабаровска, ставшего (по состоянию на конец 2021 года) «единственной организацией, которая дала деньги».

Очень непростыми (особенно – в подготовительный к гонке период) оказались взаимоотношения со структурами МЧС России: требования к обеспечению безопасности участников выставляются жёсткие.

В публикации «Дальневосточного Комсомольска» поднимается и ещё один интересный вопрос – о том, впервые ли проводится гонка на собачьих упряжках в Хабаровском крае. Малочисленными, да и не вполне убедительными, видятся данные о проведении в 1957 году в Ульчском районе состязания среди каюров, приуроченного к «Медвежьему празднику». Сведений о мероприятии практически нет.

Имеющиеся в Комсомольске-на-Амуре клубы собаководов проводят лишь «короткие спринтерские гонки… Но ещё никто не устраивал многодневных переходов на длинные дистанции».

Однако те же собаководы города Юности, что видно, в частности, по публикации Instagram-канала «Радость Севера» не склонны проявлять эйфории от успехов земляков. Высказанные на третий день «Амурии» мысли вслух побуждают задуматься. Каюр и владелец маламутов Татьяна Кузьмина отметила восемь принципиально и критически важных позиций, в чём она категорически не согласна с тем, как организована гонка. Во-первых, «отсутствует обещанное сопровождение». Вторая позиция – вопрос к структурам МЧС России: осведомлены ли они о передвижении по Амуру четырёх мужчин на собачьих упряжках и снегоходе. Третьим моментом является констатация, что «трасса не проложена. Собаки идут по Амуру без разведки. А это торосы, расщелины, открытый лёд и полыньи». Четвёртое: неготовность собак «к таким дистанциям и такому периоду работы». Пятый и шестой вопросы – об отсутствии у участников «жизненно важной амуниции» (одним из реальных итогов – «стёртые лапы» у собак») и «неподготовленном оборудовании». Седьмой и восьмой вопросы – об отсутствии стек аута для отдыха собак, об измотанности животных и отсутствии ветеринарного обслуживания. (Согласитесь, всё перечисленное – далеко не «мелочи» и едва ли свидетельствует о тщательности подготовки гонки).

«Отношение к собакам», на чём сделала акцент Татьяна Кузьмина, — это важный, жизненно важный, момент в организации такого дела, как гонки на собачьих упряжках (цитируем дословно): «Меня как каюра пугает отношение к собакам. Люди сами подписались на этот поход, а собаки его не выбирали. Собакам нужен отдых, тёплая подстилка и дать зажить лапам и ветеринарное обследование. Им нужно ещё много работать, долго и постепенно тренироваться, а каюрам готовиться, чтобы они могли без потерь завершить экспедицию.
Что касается организатора, то много раз писала Константину, что такие экспедиции без долгой и кропотливой подготовки собак, нарт, амуниции, страховки — это издевательство над животными. Но ради амбиций удобно быть глухим».

Такая жёсткая, нелицеприятная оценка – отнюдь не обида потенциального соперника в будущих гонках (если они когда-нибудь ещё состоятся). Это – голос товарища, коллеги, заинтересованного в успехе подобных «Амурии» мероприятий. И без этой оценки восприятие начинания было бы неполным и необъективным.

Фото: @amuria_khv.


Оставить комментарий


Комментарии(0)