«Бедность в ДВФО»: «саморемонт», «недобросовестные СТО» и другие проблемы ОСАГО

03.Дек.2020

Жители Дальнего Востока продолжают ездить на «автохламе», потому что регион стремительно беднеет

 Дальний Восток — весьма автомобилизированный федеральный округ. В том же Приморье на 1,9 млн жителей приходится 1,1 млн. зарегистрированных автомобилей, что дает право Приморскому краю держать пальму первенства по этому показателю во всей стране не один десяток лет. Прокомментировать ситуацию по среднему возрасту дальневосточных авто, ремонту автомобилей по новым справочникам РСА, по возросшей  стоимости запчастей, по жалобам на работу СТО, а также о том, почему  граждане чаще выбирают саморемонт при УУ, мы попросили Председателя НП «Лига финансовых институтов» Александра Ивашкина (Владивосток).

-С 20 сентября в России начали действовать обновленные справочники средней стоимости восстановительного ремонта и автозапчастей. Согласно им, стоимость запчастей, в среднем, выросла на 23 процента. Ваш читатель должен понимать, что в справочник, который формирует РСА, попадает огромное количество номенклатуры запчастей — порядка 40 миллионов позиций, от маленькой шайбочки до рамы или целого двигателя. Для оперативного мониторинга есть т.н.  «корзина» наиболее часто бьющихся запчастей. Здесь находятся наиболее востребованные марки и модели автомобилей, а также наиболее часто страдающие в ДТП элементы. Например, крыло, фара, крышка багажника, бампер и прочее.

Всего в корзине более 5 тысяч наиболее часто бьющихся запчастей. Но так как корзина наполняется деталями разных моделей и марок, то и изменения цен по каждой детали — разные. Например, по запчастям «Тойоты» рост составил более 40 процентов, «Мицубиси» — около 30 процентов. А, например, запчасти «Рено» подросли только на 9 процентов, «Фольксваген» — на 10 процентов. Но в среднем это дало 23 процента.

-Что повлияло на рост стоимости запчастей?

-Конечно, импортная машина — импортные оригинальные запчасти. Изменение курса доллара — первая причина. Второе — это то, что во время периода пандемии не все поставщики запчастей и магазины на Дальнем Востоке  работают, как ранее, синхронно и нормально. Кроме того, сократилось количество тех компаний, кто участвует в формировании цен, поэтому меньше стало дешёвых деталей.

-В связи с этим изменился размер выплаты по ОСАГО?

-Калькуляция убытка подразумевает, что стоимость запчастей в общем убытке — это не сто процентов. Поэтому уровень выплаты никак не может увеличиться на те же 23 процента. Есть статистика, которая говорит о том, что увеличение цены справочников приводит к увеличению выплат с коэффициентом примерно 0,6. То есть при нынешних 23 процентах, примерно на 14 процентов увеличилась средняя выплата.

-Часто ли бывают жалобы на работу СТО?

-Ваш вопрос весьма своевременный и правильный, потому как жалоб и претензий страхователей (автовладельцев) к СТО предостаточно в Приморье и особенно во Владивостоке. Такие жалобы, как правило, «проходят» непосредственно через службу Урегулирования Убытков (УУ) Страховщика. Мониторинг таких жалоб в «закрытом» для публичного обзора виде ведут негласно практически все страховщики и делятся (очень редко) такой информацией, как в случае со мной. Цель такого мониторинга понятна — строить свои будущие отношения с СТО и выбирать качественный ремонт для своих Страхователей с приемлемой для Страховщика стоимостью нормо-часа.     Меня, честно, несколько расстроил достаточно солидный по количеству список СТО, «неудовлетворяющих» требованиям Страховщиков. То ли требования СК жесткие, то ли на таких СТО работают не совсем профи. В любом случае здесь проигрышная сторона — потенциальный Страхователь.

На мой вопрос — а как сформировался список, ответ был прост- в список «недобросовестных» СТО вошли, прежде всего, те, на которых клиенты Страховщика начинают жаловаться по поводу  качества ремонта и затягивания его сроков. Или по одной (довольно разрекламированной СТО) вообще указан вопиющий случай, у страховщика при ремонте автомобиля его Клиента была заменена …магнитола. СТО смогло урегулировать конфликт, но надолго теперь будет находиться в списке «недобросовестных».

Еще небольшая ремарка — нельзя забывать о том, что требование направлять автомобиль исключительно к официалам влечет за собой увеличение и без того продолжительного срока ожидания ремонта, так как количество авторизованных станций у Страховщиков всегда ограничено, а поток повреждённых машин нисколько не уменьшается.

Принимая во внимание вышеизложенное, наш «дальневосточный» Страхователь стал в последнее время при покупке ОСАГО искать ту страховую компанию, где не направят на принудительный ремонт.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос — Что граждане чаще выбирают- самостоятельные покупки запчастей или ремонт, отвечу такнаш (дальневосточный) потребитель не любит навязывание СТО, потому как редко страховщик даёт список на выбор, чаще — вот тебе направление туда-то.

-И что Страхователь?

-Страхователь, как правило, выбирает денежную компенсацию, а дальше …саморемонт. Именно высокая доля самостоятельных ремонтов — это сила, которая меняет и дистрибуцию автозапчастей. Если автомобилист сам ремонтирует машину, то он и сам покупает запчасти. Именно поэтому на Дальнем Востоке так силён сегмент розничных магазинов автозапчастей.

Хотя все мы понимаем, что самостоятельное (или у «профессора» с соседнего гаража) выполнение работ на «ласточке» увеличивает риски поломок и аварий на дорогах, да и само по себе оно связано с определёнными профессиональными рисками. Все же обслуживанием сложных технических устройств должны заниматься профессионалы. Но такова экономическая ситуация нынешних домохозяйств.

-В Приморье очень много компаний, участвующих в техническом сервисе автовладельцев…

-По причине того, что доля самостоятельных ремонтов в несертифицированных СТО держится на высоком уровне, снижается частота заездов на автосервисные станции. В среднем, по открытой статистике,  частота заездов на СТО составляет не менее 4 раз в год — два раза на шиномонтаж, один раз — на ТО и один раз — в случае аварий, поломок и непредвиденных ситуаций вроде прокола шины.

Привычка автомобилистов к самостоятельному выполнению работ по обслуживанию автомобиля (как минимум, замена свечей, колодок, а порой, и сложный агрегатный ремонт) сильно снижает среднее количество посещений СТО. Мало того, что почти все «дальневосточные» легковые авто достаточно зрелого возраста, а тут еще и саморемонт! И это весьма грустная цифра, которая дальше еще сильнее будет  влиять  на аварийность,  которую  создает  весь этот «автохлам» на дальневосточных дорогах.

-И что?

— По данным агентства «Автостат» средний возраст автомобилей в России по состоянию на 1 июля 2020 года превысил 13,6 лет. В топ-3 регионов с самым молодым автопарком входят Татарстан (средний возраст автомобилей 10 лет), Москва (10,2 года) и Санкт-Петербург (10,8 лет).

    Самые старые автомобили зарегистрированы в Камчатском крае (средний возраст легковых автомобилей — 23,4 года), Еврейской автономной области (21,7 лет) и Приморском крае (21,5 год). Все из ДВФО.

В краткосрочной перспективе ожидать резкого улучшения благосостояния граждан на Дальнем Востоке не приходится, доля самостоятельных ремонтов, а вместе с ним и объемы самостоятельной покупки запчастей не сократятся. Это создает предпосылки для более гибкого подхода Страховщиков к своим Клиентам -страхователям- срочно меняйте в пользу Страхователя бизнес-модель ОСАГО для ДВФО.

3 декабря 2020

Владивосток

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(1)
Павел

Вопрос поднят правильный, но не решаемый. Что нужно для автолюбителя? Что бы машина встала на ход быстро после качественного ремонта, а он как можно меньше принимал участие в переговорах, поиске автозапчастей, решении финансовых вопросов. По моему мнению, всё это может решить развитие диллеров. И пусть страховые компании работают с диллерам, выбирая из них качественных и отсеевая безруких. Задача же автолюбителя должна состоять в приёмке авто после ремонта и обслуживания. Когда появится рынок автодиллеров, тогда и решится вопрос сроков и качества. Но без помощи Правительства ДВФО в развитии данного бизнеса проблема будет неразрешима.