Ближе не сыскать: «волгоградский след» в лесном бизнесе Приморья

04.Авг.2021

Вопросов о том, как будут проводиться лесные конкурсы в Приморском крае, по-прежнему больше, чем ответов

 В 2021 году не прошло ещё ни одного лесного конкурса в Приморском крае. Вполне возможно, что они состоятся в конце 2021 года. Если, конечно, не случится в лесной отрасли Приморья ничего экстраординарного  (хотя куда уж хуже? – Прим. Авт.).

 Хотелось бы сначала немного разобраться в планируемых к проведению в Приморском крае  конкурсах на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины. Ранее уже сообщалось, что согласно ответа на обращение «ПРОМЭКСЛЕСа» от 28.06.2021 № 08/1-2021,  министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края  (далее – министерство) сообщает, что в настоящее время министерством проводятся работы по формированию лесных участков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. На сайте министерства выложена следующая информация: проведение открытых конкурсов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины осуществляется в соответствии со статьями 80.1 и 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475, постановлением Правительства РФ  от 07.03.2019 № 241, распоряжением Правительства РФ  от 28.02.2019 № 347-р, постановлением Администрации Приморского края от 01.11.2019 № 713-па, приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303, приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Приморского края от 15.05.2020 № 598.

 Хотелось бы по пунктам разобрать ответ Министерства.

Министр леса-ОТВЕТ

 Начнём. «На сегодняшний день из 35 заявлений о проведении открытого лесного конкурса, поступивших в адрес министерства, 8 рассмотрены положительно…»

 Действующим законодательством регламентирован порядок работы комиссии при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, однако нет ни одного документа, регламентирующего порядок рассмотрения заявлений о проведении конкурса. Таким образом, схема рассмотрения заявлений, как можно предположить, не совсем прозрачна, что вызывает ряд вопросов: кто и как рассматривает заявления и принимает решения о выставлении того или иного участка на конкурс? Заявителям приходят письма с отказами, в которых указано, что заявка не соответствует требованиям законодательства. Отсутствие регламентированного порядка дает возможность министерству затягивать процесс выставления участков на конкурс, а также принимать неконтролируемые решения об отказе. Одна из компаний даже подавала иск в АС ПК с просьбой признать отказ незаконным, однако в последствии отказалась от иска: дела А51-3724/2021, А51-3723/2021.

 Далее. «В ближайшее время планируется провести работы по подготовке и утверждению проектных документаций лесных участков, после чего провести работы в сфере закупок работ для обеспечения государственных нужд  по оценке лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  для определения начальной цены конкурса на право заключения договора аренды лесного участка…».

 Избитая фраза «в ближайшее время» уже настораживает: основные нормы по данной процедуре были приняты в 2019 году, а когда наступит это «ближайшее время», пока не совсем ясно.

 Хотя незначительные подвижки есть. Так, 16.07.2021 г. в ходе открытого аукциона была определена компания, которая будет оценивать приморские леса. Победителем стала компания из Волгограда, ООО «Аналитик Центр», которая за 86 тысяч 834 рублей 98 копеек должна оказать услуги по оценке лесов для определения начальной цены конкурса на право заключения договора аренды лесного участка. А именно — четырёх участков. При этом стартовая цена составляла почти 439 тыс. рублей. Насколько адекватной будет оценка? Говорить пока рано. Это покажет время.

Кстати, при поверхностном изучении документов была выявлена незначительная ошибка: Верхне-Перевальнинское лесничество в техзадании отнесено к Красноармейскому муниципальному району, хотя всегда находилось в Пожарском районе Приморского края. То ли организаторы конкурсом не знают нашего края. А, может,  ошибка сделана намеренно для последующей отмены результатов? Надеемся, что других ошибок в документах нет, а эту опечатку в ближайшее время исправят.

 Ещё один посыл. «Информация об открытых конкурсах будет доступна на официальном сайте торгов torgi.gov.ru…»

Во-первых, в настоящее время не размещено ни одного уведомления как ни на torgi.gov.ru, ни на сайте министерства. Вообще пока только одни обещания. Конечно, уже проведен первый аукцион по оценке четырёх лесных участков с общим объёмом заготовки чуть менее 24 тыс. м3. Но что такое 24 тыс. м3 годового объёма заготовки по сравнению с огромным количеством судебных процессов по действующим договорам аренды, работа по которым фактически парализована? По предварительной оценке, сейчас в судах находится договоры с общим объёмом заготовки более 400 тыс. м3 в год.

Во-вторых, не утверждены численность и состав конкурсной комиссии. Т.е. пока так и  не ясно, кто будет принимать решения по заявкам, как планируется обеспечить прозрачность процедуры?

«Неместные» против «местных»?

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект: отбор и рассмотрение конкурсных заявок. Федеральным законодательством не стоит ограничений по участникам конкурсной процедуры: им может стать любое юридическое лицо или ИП, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости. Т.е. нет ни территориальных ограничений: к примеру, юридическое лицо с мощностями за пределами Приморского края может участвовать в конкурсе. Ни правовых ограничений: можно предоставить договор аренды лесоперерабатывающего предприятия, например в Сибири. И ты участник конкурса. А дальше комиссия определяет победителя конкурса. А к лучшим конкурсным предложениям относятся конкурсные предложения, которые по результатам оценки в сумме набрали наибольшее количество баллов. Так, 40 баллов дают за максимальную предложенную участником конкурса цену предмета конкурса и 40 баллов за планируемую годовую стоимость произведённых изделий из древесины. И, конечно, здесь будет сложно приморским предприятиям тягаться с крупным федеральным бизнесом. По сути, выбор победителя будет формальностью. Комиссия не сможет отфильтровать «неместный бизнес», для этого нет оснований. Остальные 20 баллов, можно сказать, не особо влияют на выбор победителя.

Александр Огневский, председатель Союза заготовителей, переработчиков и экспортёров леса Приморского края «ПРОМЭКСЛЕС»: «Можно предположить, что планируемые конкурсы приведут к еще большей разобщенности в среде лесозаготовителей. В любом случае, найдется недовольный участник, который решит обжаловать решение в суде. В результате есть шанс, что участки никому не достанутся. А время будет потеряно. При таком подходе, как мы видим сегодня, проведение конкурсов будет не только не эффективно, но скорее вредно для отрасли. При этом чиновники разного уровня отчитаются о проделанной работе, и не важно, что нет результата. По моему мнению, представители лесной отрасли должны объединиться для того, чтобы у местного бизнеса остался хоть какой-то шанс работать на своей земле. Иначе придут крупные финансово-промышленные группы – и всё, нынешние «титаны» лесной отрасли Приморья будут низвергнуты со своего Олимпа. Вопрос лишь в том, что станет с отдалёнными посёлками, которые сегодня выживают исключительно за счёт работы местных компаний. Будут ли нужны эти посёлки «приезжим» А ведь на кону – уклад жизни людей, существование приморской глубинки и «протестный потенциал», который нарастает в связи с такой «глобализацией».  

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)