Что впереди — декриминализация или «передел» лесной отрасли?

27.Окт.2020

Проблемы декриминализации отрасли не так просты, как кажутся, особенно, если их пишут в уютных московских кабинетах за 10 тысяч км от «лесных» окраин Дальнего Востока

На протяжении последних 20 лет государство упорно борется с криминалом в лесной отрасли. По крайней мере, на эту тему сняты тысячи видеосюжетов и написаны миллионы статей. Если верить написанному и просмотренному  – да, борется. С середины 2019 г. года «неравнодушные граждане» со всех трибун активно заговорили про назревшую борьбу с незаконной заготовкой древесины и необходимость развития лесной отрасли. Наиболее показательный пример —  выступление Владимира Путина с требованием полностью запретить экспорт круглого леса с 2022 года. То есть, по факту, где-то чуть больше, чем через год мы перестанем вывозить «кругляк». Возможно, это хорошо. Только вот верится с трудом, что за этот год в России повсеместно появится «глубокая переработка», о которой столько говорят уже почти два десятка лет. Даже, если допустить, что лес начнут перерабатывать госкомпании, пять лет уйдёт только на разного рода согласования. Далеко ходить не надо: космодром в Амурской области строят, не жалея государственных средств. Ну как, построили? Зато сообщений о хищениях на его стройке – хоть отбавляй. Никакие «посадки» ситуацию не спасают. «Быстро» — это не про нас.

Так вот. Возвращаясь к лесу. Не успел гарант Конституции рассказать про запрет вывоза «круглого леса», как родился документ – очередной план по декриминализации лесной отрасли. Этот план – повторение многих предыдущих планов, которые толком и не были воплощены в жизнь. Но вот, что пугает больше всего — эта очередная «дорожная карта» не проходила публичные обсуждения с бизнесом, и в результате является однобокой. Она – продукт работы мозга бюрократов.  С видением проблем и способов их решения из теплых и просторных кабинетов. Ну, а чем это всё заканчивается – мы уже знаем. Именно имея в виду улучшение жизни россиян-дальневосточников, чиновники когда-то активно запрещали «правый руль» и говорили о необходимости строительства пятизвёздочных «Хайяттов»…

Каноны бюрократического жанра

Относительно недавно, а именно – 1 октября 2020 года, заместитель Председателя Правительства РФ Виктор Абрамченко поставил подпись под документом, озаглавленным как «План мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса». Выглядит весьма убедительно и достаточно многообещающе. Ещё бы: государство (в лице Правительства РФ) в кои-то веки (в очередной раз) признало факт наличия преступной деятельности в целой сфере экономики и наметило план борьбы с этим злом. О том, что зло существует и что криминальный «спрут» своими щупальцами опутал не только заготовителей, но и переработчиков, а также всех, кто так или иначе «завязан» на экспортных операциях, известно уже не первый год и даже не первое десятилетие. Но, видимо?, только сейчас процессы приобрели такой масштаб, что не замечать очевидного и не реагировать совершенно стало уже невозможно. Ибо впору, наверное, говорить о бедствии национального масштаба? Или может причины в другом? Под эгидой борьбы не произойдет ли очередной «передел» бизнеса?

Впрочем, обратимся к самому документу. Рассматриваемый «план» выстроен по всем канонам бюрократического жанра. Состоит он из четырёх взаимосвязанных разделов. Первый из них включает в себя «нормативно-правовые мероприятия», во втором отражены «организационные мероприятия», третий раздел включает в себя «контрольные мероприятия», а завершает рассматриваемый «план» перечень «технологических мероприятий».

Говоря о том, что в законодательства РФ недостаточно регламентированы требования к функционированию системы ЛесЕГАИС, разработчики документа говорят об отсутствии требования об учёте в системе сопроводительных документов на транспортировку древесины, об учёте мест складирования древесины и о контроле за их деятельностью, а также об отсутствии государственной информационной системы о качественных и количественных характеристиках лесов. Понятное дело, что серьёзно должно быть доработано законодательство, в том числе – созданы условия для создания Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, которая предполагает в числе прочих ведение государственного лесного реестра, обеспечение посредством данной системы «прослеживаемости древесины от стадии рубки лесных насаждений до получения продукции переработки древесины и вывоза за пределы Российской Федерации». Эта же система, как полагают в Правительстве РФ, должна быть использована для оформления древесины для транспортировки и фиксации сделок с ней. Предполагается также, что данная система должна способствовать информационному взаимодействию заинтересованных министерств и ведомств. Отражены в ней должны быть и данные о пунктах приёма, хранения и переработки древесины, а сами эти пункты оснащены средствами видеофиксации.

Если верить рассматриваемому плану по «декриминализации и развитию», то законодатели, т.е. Государственная Дума, чуть ли не в «пожарном» порядке должны откорректировать действующее законодательство и таким образом запретить находиться в лесу лицам с заготовительной техникой и лесовозами, если у этих лиц не имеется правоустанавливающих документов на осуществление рубок. Не останется, судя по всему, неизменной и нормативно-правовая база, что позволит актуализировать и сделать достоверной информацию о состоянии лесов. Правительство РФ намерено также добиться права государственных структур на проведение конфискации орудий преступления (техники, оборудования), принадлежащих третьим лицам, корректировки таможенного законодательства, усовершенствования законодательства в других областях, что призвано усилить возможностях контроля за распоряжением, перевозкой, хранением заготовленной древесины.

Возможно, доживём мы и до тех «благословенных» времён, когда в соответствии с нормативным актом (на сегодняшний день он отсутствует? почему?) будет определяться стоимость незаконно заготовленной древесины, когда надлежащие формы приобретёт контроль за реализацией приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и т.п. и т.д.

Конечно, не может не радовать перспектива развития «внутреннего спроса и дальнейшей глубокой переработки древесины», принятие комплекса мер по совершенствованию государственной лесной охраны, поддержка профессиональных династий в лесном комплексе. Может быть, что-то изменится в лучшую сторону, если получит развитие система биржевых торгов при реализации древесины, поддержки малого и среднего бизнеса, занятого в лесном комплексе и др.

Первостепенное значение (судя по позиционированию в структуре правительственного плана) важнейшим организационным мероприятием видится принятие новой редакции Стратегии развития лесного комплекса РФ. Для дальневосточников и сибиряков «бальзамом на израненные души» может оказаться намерение государства оказывать поддержку строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов. Никак не обойтись и без развития сети лесных дорог, и без мероприятий по восстановлению лесных насаждений, без обеспечения лесной охраны необходимой патрульной техникой.

Однако есть и ряд вопросов, которые возникают при глубоком изучении недавнего документа. Повергнет ли в ужас или побудит к срочному «исправлению» противоправного поведения намерение Правительства РФ исключать из реестра те организации, которые допустили серьёзные нарушения при заготовке, обороте и экспорте лесоматериалов? А новые предложения по совершенствованию межведомственного взаимодействия правоохранительных структур, дабы «извести под корень» организованную преступность? Однако сразу возникает вопрос: не дадут ли эти инструменты возможность устранения «неугодных»? Получится ли сделать методику проверок и наказания «прозрачной»? Из данного документа пока не понятно.

Государство намерено (на полном серьёзе, очевидно) контролировать финансовые потоки, сверять фактическое положение дел с требованиями лесного законодательства, совершенствовать методологию учёта лесоматериалов, проводить инвентаризации и проверки железнодорожных тупиков и веток, навести порядок в системе бухгалтерского учёта и документации, создать общедоступную карту лесов России с отражением на ней данных в соответствии с действующими договорами лесопользования. В общем, планов – «громадьё»…

Что не менее интересно – сроки исполнения всей этой «декриминализационной» стратегии. Многие пункты должны быть исполнены до конца 2020 года! То есть,  менее, чем за три месяца функциональные ведомства должны отчитаться Правительству РФ о проведённых мероприятиях и начать их воплощать в жизнь. Таким образом, в самый разгар лесозаготовительного сезона лесозаготовители, переработчики и экспортеры леса, возможно, вынуждены будут начать жить по новому?  Окажется ли наш лесной комплекс, а соответственно и экономика, которая живёт с тех денег, что даёт лесной комплекс, к таким переменам? И переживет ли лесная отрасль очередное «развитие» по указке «сверху» – покажет время…

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)