Дальний Восток прирастёт транспортной сетью
От развития отрасли зависит будущее макрорегиона
Публикация всероссийского информационно-аналитического еженедельника «Транспорт России», размещённая на сайте издания, посвящена перспективам развития коммуникаций Дальнего Востока.
Важнейшее из направлений теперь – восточное
Поскольку Россия в настоящее время испытывает «санкционное давление Запада», страна поставлена в условия необходимости «искать новых торговых партнёров и наращивать товарооборот со странами Юго-Восточной Азии, в первую очередь с Китаем». Это означает рост роли транспортных коммуникаций дальневосточных регионов, обеспечивающих торгово-экономические связи страны с соседствующими странами.
Приоритетным направлением в силу традиционного акцента на автоперевозках злободневность приобретает «вопрос совершенствования дорожной сети, магистральной инфраструктуры, развития придорожного сервиса». Как отмечено в обозреваемом материале, «его актуальность возрастает и в связи с ростом потоков наших сограждан и туристов из КНР, желающих посетить живописные места и достопримечательности Приморья и Хабаровского края».
Сервисной структуре – особое внимание
О том, какое развитие получит эта сфера, не так давно шёл разговор на состоявшейся на днях встрече представителей министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и предпринимательского сообщества. Стороны обсуждали, «какие трассы являются наиболее перспективными для развития дорожного сервиса, какие земельные участки могут предложить бизнесу краевые власти в этих целях». Немалый интерес представлял и вопрос о том, как вдохнуть новую жизнь в уже существующие возможности для строительства многофункциональных комплексов, включающих в свою структуру торговые павильоны, кафе, стоянки автотранспорта и гостиницы.
Выступавший на встрече заместитель начальника КГКУ «Хабаровскуправтодор» по ремонту и содержанию автодорог Николай Вайтишенюк оценил ситуацию достаточно критически, заявив о том, что обеспеченность автомобильных дорог «27-го региона» объектами дорожного сервиса «не в полной мере отвечает существующим потребностям участников дорожного движения». При том, что протяженность региональных трасс в крае – больше 3,3 тыс. км, а объектов сервиса на них – всего ничего: только 16 (главным образом, АЗС и кафе).
Чтобы сервисные объекты были обустроены, их необходимо подключать к инженерным коммуникациям соорудить подъезды, примыкания, съезды с дорог, устроить переходно-скоростные полосы. А для всего этого нужны значительные первичные затраты. Поэтому специалисты говорят о целесообразности строительства именно многофункциональных комплексов.
Наиболее подходящие условия в Хабаровском крае, на что обращено внимание в публикации еженедельника «Транспорт России», видятся у села Покровка – это подъезды к населённому пункту и к причалу «Покровка-Уссурийская». Там «проходит маршрут международных автомобильных перевозок с Китаем». Возможно, что появятся сервисные объекты и после введения в строй автодороги «Обход Хабаровска».
Оснащённость федеральных трасс «Уссури», «Восток», «Амур» на территории региона вполне отвечает требованиям. Там «расположено 132 объекта дорожного сервиса и площадок отдыха». Что же касается трассы Хабаровск – Лидога – Ванино – Комсомольск–на–Амуре, то там «необходимо строительство шести многофункциональных зон». Имеющихся сегодня 35 объектов дорожного сервиса с учётом протяжённости дороги (более 678 км) явно недостаточно.
Порт в единой связке
Переориентация транспортных потоков побуждает по-новому оценить и возможность эксплуатации Хабаровского речного торгового порта. Проходящий через него грузопоток вполне может увеличиться, как минимум, двукратно. Таковы оценки правительства края. На сегодняшний же день имеющиеся возможности порта используются лишь на 1/5. Чтобы потенциал мобилизовать в полном объёме, запланировано «выделение дополнительных площадей для расширения номенклатуры товаров и увеличения перевалки грузов, а также приобретение специальной техники, которая позволит транспортировать крупнотоннажные контейнеры весом до 40 тонн».
В публикации приведена в изложении оценка ситуации со стороны министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Ирины Горбачевой. Руководитель указала готовность ведомства оказать необходимую поддержку, в том числе – и «проработать вопросы совместно с таможенными органами по увеличению скорости оформления грузов»
Говоря о сегодняшнем дне Хабаровского речпорта, нужно отметить, что он состоит из трёх грузовых районов, объединяющих шесть механизированных причалов протяжённостью 646 погонных метров. Там осуществляются процессы перегрузки, хранение грузов в крытых складах и на открытых площадках. Имеется у порта и свой флот, включающий и морские, а не только речные суда, а также развитая материально–техническая и ремонтная база.
Через порт отправляются строительные материалы и спецтехника, принимаемые грузы – это, преимущественно, товары массового потребления. Хабаровский речной порт активно участвует в реализации программы «северного завоза».
Пункты пропуска: новые горизонты развития
Один из наиболее злободневных является сегодня вопрос об увеличении грузопотоков через автомобильные пункты пропуска на границе РФ и КНР. В Приморье таких переходов – четыре, и везде ожидается рост объёмов перевозимых грузов. Это обстоятельство, отразило издание Минтранса России, находилось в поле зрения участников недавнего совещания, проведённого губернатором Приморского края Олегом Кожемяко с руководителями территориальных управлений контролирующих органов. Тогда «представители Дальневосточного таможенного управления, погрануправления, Роспотребнадзора и Россельхознадзора подтвердили готовность работать в усиленном режиме».
Пандемия коронавируса отступает, а потому появляется возможность открытия пункта пропуска Покровка – Жаохэ (он находится в Бикинском районе Хабаровского края). В настоящее время он «готовится к масштабным изменениям, он станет ключевым элементом логистических цепочек в рамках переориентации грузов с западных направлений». По оценке главы хабаровского регионального минтранса Ирины Горбачёвой, выявленные недоработки некритичны и позволяют запустить этот пункт в работу в обычном режиме.
Указанный погранпереход многофункционален и позволяет в сутки проводить через границу 25 грузовых автомобилей, 12 автобусов, восемь паромов и порядка 550 пассажиров. Есть и определённые резервы мощности: нагрузка на пункт без особого ущерба для качества работы может быть увеличена в 2,5–3 раза. Правда, ближайшие перспективы вырисовываются с учётом того, что пограничный пункт пропуска будет служить для контроля исключительно грузового транспорта.
Правда, планы на 2022 год предусматривают проведение капитального ремонта сооружений для досмотра грузовых автомобилей (досмотровых ям) и сетей наружного освещения, а также поставку кондиционеров и насосного оборудования. Намечено провести проектно-изыскательских работ для последующей модернизации комплексных систем безопасности – пожарной сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения. Неотъемлемой частью программы развития пункта пропуска является установка дорожных знаков и знаков направления движения, средств принудительной остановки транспорта, благоустройство территории, нанесение дорожной разметки, наращивание высоты досмотровых эстакад. Как отмечено в рассматриваемой публикации, «часть финансирования уже получена из федерального бюджета, другая часть поступит в течение года». Расширение пограничного пункта пропуска предполагает и увеличение штатной численности персонала, что в перспективе откроет возможности для перевода пункта на круглосуточный режим работы. Отдельный аспект реконструкции – ремонт причальных сооружений и траление акватории причала. Он необходим для безопасного подхода паромов с китайской стороны.
В целом же, преобразования пункта пропуска Покровка – Жаохэ необходимы для того, чтобы сделать его «удобным как для грузоотправителей и грузополучателей, так и для туристов».
Важнейшая дорожная стройка Дальнего Востока
Такая оценка в обозреваемом материале дана трассе Владивосток – Находка – порт Восточный. Целью этого масштабного проекта является создание дороги, которая могла бы обходить населённые пункты и позволить более скоростное перемещение. Указывается, что изначально «новая автодорога задумывалась как часть международного транспортного коридора «Приморье-1», призванного обеспечить скоростной поток грузов между Приморьем и соседним Китаем».
Первичный замысел предполагал проведение работ в течение нескольких этапов. Проект предполагал, что новая дорога должна быть четырёхполосной (по две полосы в каждую сторону), на ней предстояло смонтировать многочисленные развязки и эстакады. Участок, включающий объезд города Артёма, к настоящему времени построен. И тут нежданно-негаданно возникла ситуация: экспертиза заявила о «нецелесообразности реализации последующих этапов строительства скоростной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный». Говоря об этом, губернатор Приморского края Олег Кожемяко отмечал небывало высокий уровень затрат, которые необходимы для строительства участка от Большого Камня до Находки, а также говорил об отсутствии проекта и решений, необходимых для выполнения задач строительства в установленные сроки.
При всей нужности и важности для края этой трассы, власти Приморья согласовали с Минтрансом России «наиболее оптимальное в нынешних условиях решение», т.е. договорились о проведении реконструкции действующей дороги на оставшейся части маршрута. Эти преобразования предполагают обустройство «дополнительных разгонных полос» и увеличение количества полос на ряде участков.
В публикации отражено, что сегодняшний вариант (в видении министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края) «предполагает реконструкцию существующей трассы от Фокино до села Новолитовск, далее через ТОР «Находка» до Находки к перекрестку объездной бетонной дороги».
Это означает, что возможности 40-километрового отрезка до деревни Царёвка «позволят увеличить скорость движения автотранспорта до 110 км в час». А современное цементобетонное покрытие даст возможность увеличить и допустимые нагрузки на дорожное полотно, соответственно, – и перевозить дополнительные грузы. Применение новых технологий предполагает, что срок службы дороги до капитального ремонта будет теперь больше и составит 25 лет. Что же касается новых условий, то теперь «доехать от Владивостока до Большого Камня можно будет всего за один час».
Не менее важным в масштабах Дальнего Востока является и завершение проекта по строительству дороги в обход Хабаровска, итогом которого станет соединение трёх федеральных автотрасс: «Уссури», «Амур» и «Восток». И возможность подключения к ним соединения с площадкой ТОСЭР «Хабаровск», что рассматривается как перспектива обеспечения выхода на дорожную сеть КНР. При протяжённости трассы в 27 км, ширине проезжей части – в 15 м, четырёх полосах движения и разрешённой скорости – до 120 км/час – возможно ожидать, что пропускная способность обхода Хабаровска составит до 96 тыс. автомобилей в сутки. На этой трассе имеется пять транспортных развязок, где производится монтаж терминалов для взимания платы за проезд.
По-своему показательно, что в строительстве придорожной инфраструктуры на трассе «Обход Хабаровска» участвует государственная корпорация Китая Shandong Hi–Speed Group. Предполагается, что опыт и участие этой компании «позволит обеспечить магистраль комплексом необходимых услуг, в том числе отелями, точками автосервиса и общественного питания, АЗС и стоянками для автомобилей». Открытие этой новой трассы ожидается уже в ближайшем будущем. Здесь «полностью готова к эксплуатации интеллектуальная система управления дорожным движением, укомплектован штат компании, которая обеспечит обслуживание дороги в период её эксплуатации концессионером. Это первый проект на Дальнем Востоке, который реализуется на основе государственно-частного партнёрства с участием средств частного инвестора, что доказывает высокий уровень инвестиционной привлекательности региона».
Опорная сеть автодорог: взгляд на Дальний Восток
В обозреваемой публикации содержится напоминание о том, каким образом намечено развитие опорной сети в регионах ДВФО в период с 2022 по 2024 год.
Так, в Республике Бурятия предстоит провести работы на 128 км дорог. При этом «предусмотрено обеспечить оптимизацию маршрутов и снижение загруженности автотрасс, улучшить доступность ключевых точек входа международных транспортных коридоров и проезд к новым территориям для жилищного строительства».
Масштабные дорожные работы предстоит провести на трассах Улан–Удэ – Романовка – Чита, Улан–Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян, Турунтаево – Острог – Покровка – Шергино и других.
При том, что в Забайкальском крае его центр, город Чита с аэропортом регионального значения, выступает в качестве центра экономического, опорными точками считаются многонаселённый город Краснокаменск, посёлок Карымское, где находится важная железнодорожная станция, и город Сретенск с речным портом. Строительно-монтажные работы предстоит провести на 1760 км автодорог. Этот план предусматривает приведение нормативное состояние таких трасс, как Новая Кука – Могзон – Хилок, Бырка – Досатуй, Ивановка – Александровский Завод – Борзя, Могойтуй – Сретенск – Олочи и другие.
Напряжённым предстоит трёхлетие и в Амурской области. Там протяжённость федеральных автодорог составляет 1494 км, региональных и межмуниципальных – 5727 км. Протяжённость предназначенной к проведению работ дорожной сети в рассматриваемый период составит 388 км. Запланированы работы на региональных дорогах Благовещенск – Гомелевка, Благовещенск – Бибиково, Екатеринославка – Тамбовка – Константиновка, Завитинск – Поярково, Зея – Тыгда, Введеновка – Февральск и других.
Для Сахалинской области дорожникам предстоит сосредоточиться на состоянии автомагистралей Южно-Сахалинска, подъездных путей к морским портам Шахтерску, Поронайску, Хомску и Невельску, а также аэропортам Менделеево, Буревестник, Итуруп. Необходимо отремонтировать трассы Невельск – Томари – аэропорт Шахтёрск, Курильск – аэропорт Буревестник, юго-западный объезд Южно-Сахалинска, Лиственничное – Охотское, Аэропорт Шахтерск – Бошняково и другие.
Трёхлетняя программа дорожной деятельности в Чукотском автономном округе предусматривает выполнение работ на 231 км. К числу объектов относится и строительство автотрассы Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь: на участке Омолон – Анадырь предстоит выполнить подъезды до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Другой важной задачей является приведение в нормативное состояние трасс Певек – Апапельгино – Янранай, Билибино – Кепервеем, Билибино – Встречный – Анюйск.
Фото: asfalt-kachestvo.ru.
Оставить комментарий