Дальний Восток: спрос на уголь стал меньше

02.Фев.2022

Основные причины – обновление объектов энергетики и переход на альтернативные энергоносители

Процесс отследило информационное агентство «РЖД-Партнёр.Ру».

В публикации отмечено, что в числе основных потребителей угля – «тепловые электростанции, районные и промышленные котельные, коммунально-бытовой сектор, горнорудная промышленность и отрасли строительной индустрии». Однако на протяжении целого ряда лет прослеживается снижение его потребления: так, в 2018 году в целом по Дальнему Востоку потребление составляло 35,1 млн т угля, годом позже – 33,7 млн т, в 2020-м – 32,9 млн т (данные за 2021-й год не приведены). Первая причина спроса – обновление технологического оборудования ТЭЦ и ГРЭС, а также замена угля и мазута на более экологичное топливо.

Эксперты отмечают, что наибольшие объёмы потребления угля приходятся на долю двух краёв – Приморского и Забайкальского. Ежегодная потребность составляет «примерно 7,5 млн и 9,5 млн т ежегодно», т.е. «29 и 23% соответственно от общего потребления в федеральном округе». В числе остальных потребителей, потребление у которых находится в пределах 3–3,8 млн тонн, аналитики отмечают республики Бурятия и Саха (Якутию), Амурскую область и Хабаровский край. Львиную долю (свыше 90%) потребляемого на Дальнем Востоке угля составляет добываемый на местных месторождениях. Однако осуществляются и поставки из других регионов (Кузбасса, Хакасии и Красноярского края).

Применительно к Дальневосточной железной дороге, то основными получателями угольных грузов являются объекты Дальневосточной генерирующей компании. В Хабаровском крае таковыми выступают структуры филиала «Хабаровская генерация» (станциями назначения являются Хабаровск-1, Мылки, Хабаровск-2 и др.). В Приморском – филиала «Приморская генерация» (станции Артем-Приморский-3, Гайдамак, Лозовый). В Республике Саха (Якутия) – Нерюнгринская ГРЭС. Помимо них, как отметило информагентство «РЖД-Партнёр.Ру», к зоне ответственности ДВЖД отнесено «продвижение грузов для энергосистемы Магаданской области и Камчатки – до припортовых станций Хабаровского края и Приморья с дальнейшей перегрузкой топлива на морские суда».

Агентство указывает, что сокращение поставок энергетического угля для дальневосточных потребителей влияет на общее снижение грузопотока во внутреннем сообщении. Наибольший показатель объёма внутренних перевозок на дальневосточной магистрали был достигнут в XXI столетии в 2011 году (более 52 млн т). А затем прослеживается неуклонное снижение трафика – при увеличении экспортного потока. Агентство отмечает, что в настоящее время «внутренние перевозки оцениваются примерно в 35 млн т в годовом выражении», тогда как «экспортный грузопоток на дороге преодолел планку в 125 млн т, в первую очередь за счёт того же угля, тогда как перед реализацией программы развития Восточного полигона составлял чуть более 76 млн т».
В поисках альтернативы: газ и другие источники энергии

Сохранность экологии – далеко не единственная причина, побуждающая к сокращению потребления угля внутри страны. Сложности с закупками и доставкой энергоносителей, по данным агентства «РЖД-Партнёр.Ру» со ссылкой на источники в ПАО «РусГидро» (его подразделением является Дальневосточная генерирующая компания), рост цен на энергетический уголь на мировом рынке побудил угледобывающие компании переориентироваться на поставки топлива зарубежным покупателям. А чтобы некоторые региональные ТЭЦ и ГРЭС не остались на голодном пайке, «приходилось планировать проведение повторных закупочных процедур».
Обеспечивать же поставки необходимого объёма топлива представляется возможным, если будет соблюдаться приоритетность и графики отгрузок сырья «со стороны поставщиков и РЖД в рамках достигнутых контрактных обязательств».

Показательно, что информагентство указало на проблему завоза, случившуюся в Уссурийске. Там котельная работает на мазуте и снабжает теплом не только мощности «одного из крупнейших промышленных предприятий» города, но и «отапливает жилой микрорайон». И сложившаяся нынешней зимой ситуация с многочисленными «брошенными поездами, адресованными портам» негативно отразилась и на процессе доставки грузов и иным получателям.
Запасы топочного мазута в Уссурийске катастрофически таяли, и, чтобы не разморозить систему отопления (в том числе – в жилищном фонде), было принято до минимально возможных пределов понизить температуру в цехах предприятия. Неизвестно, что бы могло произойти, если бы разрешение проблемы не случилось «в самый последний момент».
Решение вопроса о газификации никак не удаётся продвинуть до настоящего времени. Может, произошедший кризис хоть как-то побудит местные власти и другие заинтересованные стороны изменить отношение к вопросу о газификации котельного оборудования?
Если переход на «голубое топливо» решается в других регионах, а на Дальнем Востоке расширяются трубопроводные системы «Сила Сибири», Сахалин – Владивосток, то всё возможно и не в туманном будущем?
Наконец, Дальний Восток может сделать и другой решительный шаг к альтернативным источникам энергии. К возобновляемым источникам. Это и гидроэлектростанции, и станции, вырабатывающие электричество с помощью солнечных батарей, путём преобразования энергии ветра.

В публикации отмечено, что «производство электроэнергии гидроэлектростанциями в рамках Объединённой энергетической системы (ОЭС) Востока по итогам 2021 года составило 41% в структуре общей выработки ОЭС, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,4%».

Иные проекты пока ещё не имеют массового применения, но интерес к ним всё более возрастает. На необходимость «искать новые ниши для реализации проектов зелёной энергетики» указал и цитируемый в сообщении информагентства руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока Максим Губанов, говоря о потребности в «распределённой генерации для обеспечения надёжного, экономичного и экологически безвредного энергоснабжения промышленных потребителей и населения в удалённых и изолированных районах».

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)