Динамику процесса на Дальнем Востоке проследили на ДВЖД

29.Июл.2022

Контейнерные перевозки: числом – меньше, по массе – тяжелее

О результатах исследования контейнерных перевозок во II квартале 2022 года сообщило информационное агентство «РЖД-Партнёр.Ру». Основной вывод таков, что «сократились контейнерные отправки в импортном и транзитном сообщении, а выросли в экспортном и каботажном».

Конкретнее: отправки контейнерных грузов со станций ДВЖД в рассматриваемый период сократились к уровню 2021 года на 6% (до 215 тыс. TEU). При этом, для сравнения, аналитики указали, что в I квартале, напротив, прослеживался существенный (на 36,5% к аналогичному периоду прошлого года) рост перевозок.

Такие наблюдения подтверждает и портовая статистика, тоже зафиксировавшая отрицательную динамику контейнерооборота. В самом деле: за период с апреля по июнь т.г. в дальневосточных портах обработано 421 тыс. TEU, а это на 13,2% меньше прошлогоднего показателя.

Наблюдения показывают, что «Дальневосточный бассейн пострадал от санкций менее сильно, чем Северо-Западный, – объём перевалки в портах Балтийского региона, включая Калининград, сократился на 61,2%, до 253 тыс. TEU, – но в большей мере, чем Юг страны. В портах Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов переработано 189 тыс. TEU – со снижением к прошлогоднему результату на 11,6%».

Относительная выигрышность положения дальневосточных портов отнюдь не означает беспроблемность. Одним из наиболее острых оказался вопрос о нехватке флота для вывоза и доставки контейнеров. Другой, не менее злободневный, – о влиянии эпидемиологических ограничений в Китае – в апреле-мае т.г.

Однако снятие ограничительных мер породило другие сложности – в виде «отложенного спроса на морские перевозки». И порождены они оказались тем, что «…Китай стал преимущественно отдавать суда под отправку контейнерных грузов в другие страны, предлагая отправителям грузов в Россию пользоваться больше возможностями прямых сухопутных маршрутов…» Аналитики полагают, что именно этим может объяснить факт снижения трафика на ДВЖД. Оно «оказалось меньшим, чем в портах, поскольку у дороги росли перевозки контейнеров через железнодорожные пункты пропуска Гродеково и Махалино (Камышовая)».

Ещё одну тенденцию можно проследить: падение импорта при росте экспорта. Неуклонный (по крайней мере, на начальном этапе) рост контейнерного потока на Дальнем Востоке прослеживался буквально с начала 2021 года, что позволило в январе 2022 года достичь максимального значения. За первый месяц т.г. стивидоры переработали 200 тыс. TEU. Однако радоваться оказалось рано: буквально в апреле данный показатель «опустился до 150 тыс. TEU». И в наиболее сложном положении оказалось импортное сообщение. Падение импортных операций с контейнерами демонстрируют такие данные: если в январе обработка таких грузов характеризовалась показателем в более чем 90 тыс. TEU, то в апреле – менее 40 тыс. Что же касается каботажа, экспорта и транзита, то там всё обстояло относительно благополучно: «такой встряски не наблюдалось».

Меньше импортных грузов стало и на припортовой железной дороге. По приведённым в публикации данным, во II квартале 2022 года отправки в этом направлении сократились на 10% – до 115 тыс. TEU. «На импорт по-прежнему приходится весомая доля контейнерных перевозок – более половины объёма». Что касается перевозок транзитных грузов, то тут произошло «сильное снижение»: перевезено только 22 тыс. TEU, а это на 18% менее прошлогоднего показателя.

Совсем иная картина – в сфере внутренних перевозок и на экспорт. Там отмечена тенденция к росту. При внутренних отправках рост составил 5,5% (отгрузка – 62 тыс. TEU), а при экспортных – 10% (17 тыс. TEU). Показательно, что «за счёт увеличения перевозок в этих видах сообщения снижение к прошлогоднему уровню, если рассматривать трафик в тоннаже, оказалось на ДВЖД минимальным – на 1,5% (всего в контейнерах в II квартале 2022 г. перевезено около 2,3 млн т грузов)». При этом, что отражено в сообщении, отгружаемые на экспорт и каботажном следовании контейнеры, по обыкновению, оказываются более тяжёлыми, чем те, в которых находится импортный груз.

Исследователи рынка перевозок говорят о переориентации контейнерного экспорта в восточном направлении как об «общесетевой тенденции». Прирост к уровню прошлого года (приведены данные «ТрансКонтейнера») за март–апрель т.г. оказался весьма ощутимым. Со всей сети на восток отправили 154,8 тыс. TEU. Это почти на 40 тыс. TEU больше, чем годом ранее. Наиболее значительно возрос объём перевозок в контейнерах таких грузов, как лесоматериалы, бумага, химикаты и сода, руды цветных металлов, продовольственные товары. Масштабы отправки грузов на северо-запад и юг, напротив, сократились до 59 тыс. TEU, что меньше уровня 2021 года на 51,6 тыс. TEU. Такой расклад показывает, что Восточный полигон РЖД «помог российским отправителям отчасти компенсировать спад в экспортном сообщении».

Интересным видится прогноз, приведённый в рассматриваемой публикации. Увеличение входящего потока, частичного восстановления импорта и транзита, в принципе, возможно, и оно может быть связано с «с завершением китайского локдауна и перезаключением контрактов между странами с переходом на национальные валюты». Обнадёживающим фактором видится также «развитие новых логистических маршрутов с другими странами Юго-Восточной Азии, а также с Индией и Турцией».

Главное же заключается в том, что объёмы импортных перевозок во многом зависят от сохранения покупательского спроса в России. И здесь «возможности грузополучателей будет определять в том числе инвестиционная активность и удешевление заемного финансирования». Поживём – увидим…

Фото: tkkristall.ru.

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)