«Дорожные» юристы обратились к прокурору Приморья с жалобой на дорожные службы

09.Авг.2023

Поможет ли прокуратура края навести порядок в ремонте автодорог и кто ответит за смерть на дороге 

Буквально на днях на автодороге общего пользования регионального значения сообщением Новомихайловка – Чугуевка – Лазо – Цветковка произошло дорожно-транспортное происшествие (оно зарегистрировано 7 августа 2023 года): легковой автомобиль съехал с насыпи дороги перед мостовым сооружением через реку Уссури, при этом водитель погиб.

Об этом трагическом инциденте сообщил, обращаясь к прокурору Приморского края Сергею Столярову, директор Ассоциации юридической помощи пользователям автомобильных дорог Николай Шемчук. По его словам, «смерть водителя стала возможной в результате отсутствия боковых удерживающих ограждений на подходах к мосту и на автомобильной дороге, проходящей по насыпи высотой более 5 метров». Причина же видится достаточно очевидной: дорожники нарушили требования целого ряда положений ГОСТ Р 52289-2019.

В упомянутом обращении также говорится о подходе чиновников правительства Приморского края (от себя добавим: по меньшей мере, странном, если не сказать иначе) к решению проблемы безопасности на региональных дорогах. Николай Шемчук отметил, что «критерием для установки барьерного ограждения является «не менее трёх дорожно-транспортных происшествий, в которых погибнут или будут ранены люди»». Стоит ли понимать, что одной смерти – мало, и (для формального соответствия какому-то немыслимому и невесть кем придуманному «правилу», что ли?) должно произойти ещё не менее двух «автодорожек» со смертельным исходом или, как минимум, с получением травм пострадавшими? Мол, если случится, – тогда и примем меры.

Стоит, очевидно, согласиться с «дорожными» юристами, усмотревшими такой подход к оценке аварийной опасности трассы краевого значения. Ведь официально на сегодняшний день отмеченный участок автомобильной дороги никто и никак не признал аварийно опасным или же не присвоил ему статус «места концентрации дорожно-транспортных происшествий».

Понятно, что определение отрезка аварийно опасным возможно только на основании нормативных требований. Таковые, оказалось, имеются и содержатся в Федеральном законе №196-ФЗ. Действительно, об аварийной опасности участка дороги возможно говорить исключительно в таких случаях, когда его протяжённость составляет не более 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров – в черте населённого пункта, а также в месте пересечения дорог и улиц. При этом – обязательное условие! – в течение учётного года должно произойти (да и быть зафиксировано в установленном порядке) три и более ДТП одного вида или пять и более таких аварий – вне зависимости от их вида. Но – только таких, в результате которых погибли или были ранены люди. (От себя заметим: вероятно, отсутствие или «недостаточное количество» смертей и фактов травмирования людей не наводит определённых лиц на мысль о необходимости сбережения населения или ещё чего-то, о чём ещё не так давно вещали с «высоких трибун», да с некоторых пор «благополучно» забыли).

Обращаясь к прокурору Приморья Сергею Столярову, директор Ассоциации юридической помощи Николай Шемчук напомнил об Уставе Приморского края о законодательном требовании к органам государственной власти региона – уважать человеческое достоинство, обеспечивать полную и безусловную защиту прав и свобод человека и гражданина, условия для свободного развития каждого. В принципе, такие же нормы предусмотрены и Конституцией РФ, и на них тоже было бы уместно сослаться.

Если федеральное законодательство и декларирует государственную защиту прав граждан на безопасные условия движения по дорогам страны, апеллируя к конституционно закреплённому праву человека на жизнь, то впору задаться вопросом о том, почему должностные лица правительства Приморского края так, по нашему мнению, легкомысленно отнеслись к обеспечению сохранности (или, хотя бы, безопасности) жизней участников дорожного движения? Может быть, вслед за юристами-автодорожниками и прокуратура региона усмотрит в длительном бездействии чиновников признак преступления «халатность», подпадающего под квалификацию в соответствии с частью 2 статьи 293 УК РФ? Ведь кто мешает вовремя и в нужных местах установить барьерное ограждение на подходах к тому злополучному мосту и на автомобильной дороге?!

Если государство и является (согласно Конституции РФ) обязанным признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, то побудит ли должностных лиц Приморья к исполнению этих требований прокуратура?


Оставить комментарий


Комментарии(0)