Дуссе-Алинь: тоннель, без которого не обойтись

05.Июл.2022

Потребность в увеличении возможностей БАМа неуклонно возрастает

Стройке нового инженерного сооружения на магистрали уделяется весьма большое внимание. Об этом свидетельствует недавняя поездка заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Тутнева на место строительства нового Дуссе-Алиньского тоннеля. Об этом сообщил официальный сайт полпреда.

Важность этого объекта в Хабаровском крае определяется тем, что здесь, по словам Юрия Трутнева, «проводятся одни из самых важных работ в нашей стране», поскольку от их результатов зависит преодоление последствий антироссийских санкций, возможность справиться «с теми ударами, которые наносятся экономике России недружественными государствами». Вопрос ставится о потребности в увеличении провозных мощностей Восточного полигона, и чрезвычайно важную роль в этом процессе призван сыграть именно новый Дуссе-Алиньский тоннель.

В публикации отмечено, что его прокладка является неотъемлемой частью общего плана по модернизации БАМа. В работах участвуют 584 человека и задействовано порядка 100 единиц техники. Проходка тоннеля «ведётся буровзрывным способом», и для того чтобы в скальном массиве пробить тоннель протяжённостью 1824,32 метров, необходимо «осуществить 1220 таких циклов со стороны западного и восточного порталов».

Ход работ прокомментировал председатель совета директоров Группы компаний «Бамтоннельстрой-Мост» Руслан Байсаров. Сославшись на статистику от РЖД, он отметил, что в 2022 году по Восточному полигону предстоит провезти 158 млн тонн грузов, а годом ранее было провезено 144 млн тонн. Запланировано увеличить к 2035 году провозную способность магистрали 280 млн тонн. Что касается сегодняшнего Дуссе-Алиньского тоннеля, то он на сегодняшний день представляет собой «узкое место БАМа, которое мы сейчас расширяем». Смысл проводимых работ заключается не только в сооружении тоннеля как такового, а в комплексном развитии, т.е. в сооружении «станций, развязок».
В связи со сложившейся ситуацией произошло переосмысление самой концепции расширения «ряда узких мест БАМа». Об этом Юрий Трутнев заявил, акцентируя внимание на «одной детали» (на самом же деле – коренном вопросе): «…Сформированные на сегодняшний день планы по модернизации БАМа и Транссиба устарели. Они формировались в то время, когда транспортные потоки ещё не развернулись на Восток. Сейчас нужны другие темпы, другие решения, другое количество людей…»

Такая оценка вызвана изменением геополитической ситуации, в которой оказалась в настоящее время Россия. Она определяется тем, что «…мы сегодня перевозим не весь груз, которые должны перевезти к восточным границам. То есть часть грузов предприятий остаётся на местах. И каждая тонна, а в масштабах Восточного полигона можно говорить о каждом миллионе тонн, который остался на территории России, – это убыток для экономики страны в тот период, когда она нуждается в интенсивном развитии. Расширение Восточного полигона – это задача, которая сейчас решается Правительством».

Запуск нового Дуссе-Алиньского тоннеля позволит примерно в полтора раза увеличить пропускную способность этого отрезка пути, до 25 пар поездов, что сопоставимо с возможностями Байкальского тоннеля. По оценке руководителя тоннельной Группы компаний «Бамтоннельстрой-Мост» Виктора Рындыча, безостановочное движение поездов «как минимум… даст на этом участке прирост процентов 20-30 грузооборота». Этот же руководитель обрисовал круг ближайших задач: в сентябре т.г. предстоит завершить подготовку инфраструктуры для проживания людей и обеспечения строительства необходимыми материалами – бетоном, арматурными каркасами, металлоизделиями. Ориентировочно называются сроки сдачи нового тоннеля в эксплуатацию: конец 2024 года – начало 2025 года.

В публикации приведено и суждение губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярёва, который полагает, что строительство нового тоннеля «повлияет на увеличение валового регионального продукта, поскольку появится новая налоговая база за счёт поступлений от Дальневосточной железной дороги и транспортных компаний». Поэтому глава «27-го региона» считает создание нового тоннеля «ключевым проектом развития Восточного полигона, БАМа и других проектов в сфере логистики».

После завершения осмотра забоя Дуссе-Алиньского тоннеля полномочный представитель Президента РФ Юрий Трутнев наградил девятерых строителей «за значительный вклад в строительство и запуск движения по второму Байкальскому тоннелю, введённому в эксплуатацию в июле прошлого года».

В краткой исторической справке, приведённой в сообщении, указано, что «строительство первого Дуссе-Алиньского тоннеля началось в 1939 году, однако в 1942 году было приостановлено. Окончательно достроить тоннель удалось лишь с возобновлением активного строительства на БАМе в 1975 году, ввод в эксплуатацию состоялся 4 ноября 1982 года».
К настоящему времени данный тоннель признан устаревшим по конструкции, поскольку существуют серьёзные габаритные ограничения по перевозке грузов. Закрывать же его не реконструкцию не представляется возможным. В силу этих обстоятельств было принято решение о сооружении нового Дуссе-Алиньского тоннеля.

Фото: dfo.gov.ru.


Оставить комментарий


Комментарии(0)