Экспортные ограничения приводят к удешевлению цен на бензин

24.Май.2022

Такие цены на топливо – настоящее «палево»?

Среди девяти различных значений слова, использованного в заголовке и расшифровываемого «Викисловарём», легко обнаружить жаргонизмы со смыслами: «опасность», «опасная ситуация, при которой возможен срыв», «провал дела», «участники могут разоблачить, обнаружить себя, попасться».

В принципе, ситуация с внутрироссийскими ценами на ГСМ весьма похожа на ту, к которой применимы данные определения. И на эту мысль наводит недавняя публикация «Коммерсанта».

В этом аналитическом обзоре биржевых цен на бензин в России говорится, что они в мае «обвалились до минимальных значений для этого сезона с 2016 года». Вполне наглядной представляется картина со снижением биржевых цен на АИ-92: этот бензин «подешевел на бирже с начала года на почти 30%, до 37 тыс. руб. за тонну». Таких цен на горючее не знала страна «даже в пандемию».

С чем это явление связано? Ограниченность возможностей экспорта нефти и нефтепродуктов из-за санкций Запада (понятно, что причина коренится в «спецоперации на Украине», а не в прихотях бизнеса) побуждает нефтекомпании «поддерживать загрузку НПЗ». Альтернативой видится снижение добычи нефти.

По замечанию «Коммерсанта», в настоящее время «падение цен мало отразилось на ценниках на АЗС», но имеет место прогноз о том, что «заправкам придётся их снизить в борьбе за потребителя». Весьма показательно, что на бирже СПбМТСБ стоимость АИ-92 23 мая «упала» на 1,5% к предыдущему торговому дню – до 37,2 тыс. руб. за тонну. А, если говорить о средней за время с начала мая т.г. биржевой цене на этот вид топлива, то она составила 38,9 тыс. руб. за тонну. Этот показатель называют «самым низким уровнем цен в мае с 2016 года». Ведь «с начала года цена на эту марку топлива упала почти на 30%». Едва ли лучше выглядит картина с бензином АИ-95, поскольку «его стоимость за день уменьшилась на 1%, до 41,3 тыс. руб. за тонну».

По оценке «Коммерсанта», период с мая по начало июня на российском топливном рынке видится весьма информативным, поскольку в это время наблюдается (или наблюдался до недавней поры, что точнее) «наибольший рост оптовых цен». Ведь «спрос резко растёт с началом сезона отпусков, а выпуск топлива снижается из-за ремонтов на НПЗ».
Показательно, что весной 2020 года (самое время пандемии!), после «резкого падения в марте-апреле», в мае происходило повышение оптовых цен на бензин. Тогда они «превышали 40 тыс. руб. за тонну». Для этого же периода было показательно и другое: «…тогда нефть стоила менее $25 за баррель, а курс рубля превышал 70 руб. за доллар».
С началом  спецоперации «бензин стал резко дешеветь в феврале». Ранее ничего подобного не случалось, а санкции ЕС и США против РФ побудили к «значительному сокращению экспорта топлива и нефти». Тогда трейдеры вынуждены были отказаться от закупок нефти и нефтепродуктов в России. Ведь 15 мая – это та самая дата, когда «вступили в силу санкции Евросоюза, запретившие сделки с российскими госкомпаниями – «Роснефтью» и «Газпром нефтью».

Нынешняя ситуация существенно отличается от прежних, когда при падении спроса на внутрироссийском рынке падал (соответственно, и «цены переставали быть привлекательными»), нефтекомпании «могли просто снизить переработку и нарастить экспорт сырой нефти». Сейчас приходится изыскивать какие-то другие пути развития. Если нефть продать тяжело, то альтернатива не радует: «либо увеличивать загрузку НПЗ даже в ущерб маржинальности, либо останавливать часть добычи и нести прямые убытки».
Вдобавок ко всему, играет свою роль в поведении компаний на рынке и укрепление рубля. Ведь оно «снижает привлекательность экспорта и стимулирует компании поставлять больше топлива на внутренний рынок, для чего требуется снижать цены».

В обозреваемой публикации приведены прогнозы «Петромаркета», из которых следует, что «за май уровень нефтепереработки в стране составит около 672,2 тыс. тонн в сутки, что чуть выше апрельского уровня, но на 9% ниже уровня мая 2021 года».

Уменьшение оптовых цен на бензин вполне естественным образом побуждает операторов АЗС снижать цены на заправках, хотя – не так быстро. При этом «низкие оптовые цены на топливо улучшают экономику независимых АЗС, которые почти весь прошлый год имели отрицательную маржу продаж». В «Петромаркете» отмечают, что «относительно конца февраля наиболее популярная марка бензина АИ-92 на АЗС в среднем подешевела всего на 0,5%, вернувшись к уровню начала этого года». А чистая маржа заправок при торговле АИ-92 и АИ-95 «к середине мая увеличилась до 7,1 и 8,3 руб. на литр соответственно». В публикации «Коммерсанта» названа средняя стоимость АИ-92 и АИ-95 в России – она находится на уровне около 47 и 51 руб. за литр.

Чего ждать в будущем? Возможно, рост конкуренции за потребителя побудит заправки «улучшать условия продаж». Такое предположение основано на мнении вице-президента Российского топливного союза Рината Фаттахова, полагающего, что «реализация топлива на заправках упала в мае на 15–20% относительно того же месяца прошлого года», и это обстоятельство «толкает участников рынка к борьбе за клиентов». Конкретными проявлениями такого курса эксперт издания полагает улучшение бонусных программ на заправках крупных нефтекомпаний. Независимым АЗС ничего больше не остаётся, как снижение цен.

Александр Огневский, заместитель председателя приморского краевого отделения ООО МСП «ОПОРА РОССИИ»:

Конечно же, для малого и среднего предпринимательства снижение стоимости топлива – это, безусловно, плюс. Выгоду от этого смогут ощутить и сельхозпредприятия, у которых сейчас происходит активная работа по организации и поливам посевов, и отдалённые предприятия, которые получают электричество только за счет бензиновых и дизельных генераторов. Эта ситуация – в плюс дальнобойщикам, курьерским службам и компаниям такси. Они появляется возможность удерживать цены, ведь подорожание топлива всегда бьёт по «конечному потребителю». Вообще, выскажу личное мнение, что долгие годы складывалась не совсем правильная ситуация, когда внутренние цены на топливо были ориентированы на объём продаж на внешнем рынке и на стоимость топлива на внешнем рынке. Трудно «поднять» отечественного производителя и говорить о каком-то эффективном импортозаещении, если энергоресурсы на внутреннем рынке дорожают каждый день. Теперь, похоже, мы видим новые стандарты российской экономики…


Оставить комментарий


Комментарии(0)