Экспортёры леса в Приморье отмечают небывалую активизацию Россельхознадзора

18.Мар.2022

По непонятным причинам, сотрудники, надзирающие за «подкарантинной продукцией», начинают дублировать таможню

Экспортёры приморского и дальневосточного леса, которые в основном, вывозят свою продукцию в Китай через наземные пункты пропуска, в последнее время отмечают небывалую активизацию территориальных подразделений Россельхознадзора и его должностных лиц при работе с такими экспортными грузами. Такую информацию эксперты некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов» получили от ряда участников внешнеэкономической деятельности в Приморском крае. При этом декларанты указывают на то, что требования инспекторов нередко приводят к существенным задержкам в транзите и вывозе лесного груза, что, соответственно, негативно сказывается на общей конъюнктуре рынка в и без того непростых условиях нынешней политической и социально-экономической обстановки в мире и регионе.

«Участники ВЭД, вывозящие лес, отмечают, что со стороны контролирующего ведомства, которое в соответствии со своими полномочиями оформляет так называемые фитосанитарные сертификаты на груз, в последнее время начала формироваться практика более активного и плотного контроля грузопотока, Так, выдаваемые ведомством сертификаты, подтверждают исполнение соответствующими декларантами требований законодательства в части соблюдения различных карантинных ограничений. Сегодня же начали предъявлять и совсем иные требования. Стоит сказать, что проблемы в этой сфере участники экспортно-импортных операций отмечали и раньше, но, в основном, они были связаны с нехваткой инспекторов и соответствующей скоростью досмотра грузов и оформления документов, особенно в периоды высокой загрузки различными товарами «окон на границе» и увеличения количества заявок. Тот факт, что во многих случаях предусмотренные законом сроки оформления таких сертификатов очень часто максимальны при обработке документов в ведомстве, заявители отмечают и сейчас. Попросту говоря, если по регламенту на досмотр 10 дней, то раньше этого срока соответствующие манипуляции произведены не будут. Вместе с тем, с недавних пор от экспортеров в их профессиональном сообществе буквально «посыпались» жалобы на то, что контролирующая структура стала активно работать и в «сопредельных» сферах контроля, выходящих за рамки непосредственно карантинной защиты грузопотоков»,отметил председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Огневский.

Как сообщили в организации, лесоэкспортные компании отмечают, что в последнее время сотрудники ведомства начали активно проверять законность происхождения задекларированной на вывоз древесины, хотя эти функции выполняют таможенные органы и правоохранительные структуры, получающие от экспортёров положенные документы и ведущие с ними взаимодействие в рабочем порядке. На практике должностные лица Россельхознадзора запрашивают у экспортёров леса соответствующие документы, которые не предусмотрены регламентами выдачи фитосанитарных сертификатов. Возникают, и достаточно регулярно, и проверки учёта леса в нашумевшей системе ЛесЕГАИС, которая с начала года «навела шороху» как среди участников внешнеторговых операций, так и при обороте и перевозках древесины внутри национальной юрисдикции. Казалось бы, добросовестным заявителям тут бояться нечего – ведь все документы у них в порядке. Да, это так, однако это приводит к существенным временным задержкам и необходимости со стороны бизнеса предоставления дополнительных документов и нести затраты, то есть фактически приводит к убыткам экспортёров, а Россельхознадзор и таможенные органы, как считает бизнес, начали существенно дублировать друг друга.

«Участники ВЭД из числа компаний, работающих в Приморском крае, сообщили, что в ряде случаев были даже отказы в выдаче сертификатов с указанием на несоответствие партий груза, что на практике делает только таможня, оценивая характер, качество и объёмы задекларированной продукции. Так, в частности, в качестве претензий и оснований для отказа в выдаче сертификатов на продукцию некоторым компаниям было указано на то, что часть пиломатериала используется как крепёжный и в качестве фиксирующих конструкций на грузовых платформах, хотя, как заявляют предприниматели, это не было так называемой «многооборотной тарой», а представляло часть вывозимого груза. И в связи с правилами многооборотную тару необходимо клеймить, а занимается этим только одна из подведомственных организаций этого органа – это опять же дополнительные затраты и временные задержки. В целом предприниматели расценивают такие требования как избыточные и как препятствия существующему деловому обороту. Наши аналитики продолжают следить за ситуацией, по-видимому, многое будет зависеть от практики работы с такими требованиями. В настоящее время наши эксперты уточняют, насколько применяются подобные требования в других сферах контроля – например, при экспорте леса морем, а не сухопутным путём, ведь на морских судах-лесовозах отдельные бревна из числа погруженных всегда специально закрепляются в качестве «паравана» — ограждения по бортам для того, чтобы складированный на палубе груз леса был надежно закреплён и не вываливался в море. Мы следим за ситуацией, возможно, что участники лесоэкспорта выразят свое недовольство и в форме жалоб в контролирующие и надзорные органы, то есть тот объём недовольства, который пока сконцентрирован в профессиональном сообществе, вырвется и в официальные каналы …» — отметил Александр Огневский.   

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)