Электрификация рискует превратиться в «электрификцию»

03.Авг.2022

Санкционное давление на Россию ставит под угрозу модернизацию Восточного полигона РЖД

В ситуации разбирался «Коммерсантъ». А она, эта ситуация, – более чем серьёзна. Дело в том, что госхолдингу «Россети» поставлена задача построить три ЛЭП и подстанции Байкальского кластера, а соблюсти ранее намеченные сроки едва ли удастся. Причина уже сейчас прогнозируемого срыва плана по строительству электросетевой инфраструктуры коренится в
том, что компании из «недружественных» стран отказались поставлять оборудование в Россию. Теперь в разрешение возникшей проблемы приходится окунаться Президенту РФ: ввод новых объектов может быть отсрочен где-то на девять месяцев. И, как можно понять, «объём перевозок
по Восточному полигону окажется ограничен текущим уровнем». Такие неутешительные прогнозы делают в ОАО «РЖД». Более того, предполагают возникновение «ощутимого дефицита пропускных мощностей» к концу III квартала 2023 года. Если проблема с электроснабжением так и не будет до этого времени решена.

Глава «Россетей» Андрей Рюмин обратился к главе государства о переносе сроков ввода трёх ЛЭП по 500 кВ для Восточного полигона; это электросети Байкальского кластера: Нижнеангарская – Усть-Кут №1 с подстанцией «Нижнеангарская», Нижнеангарская – Усть-Кут №2 и Нижнеангарская – Таксимо с подстанцией «Таксимо». Суммарная стоимость названных
объектов оценивается в 114,8 млрд рублей. Сетевой компании удалось заручиться согласием президента.

«Коммерсантъ» напомнил о том, что «Россети» занимаются строительством энергетической инфраструктуры в целях реконструкции БАМа и Транссиба с целью расширения провозной способности обеих магистралей. Госхолдингу поручено построить 25 энергообъектов, из которых действующими сегодня являются уже 13.

Обновлённый план-график предполагает, что первую ЛЭП удастся поставить под напряжение в сентябре 2023 года, что касается остальных, то до них дойдёт очередь в сентябре 2024 года. Однако в публикации есть уточнение: «при этом сроки ввода трёх ЛЭП в эксплуатацию, то есть момент, когда они получат заключение Ростехнадзора, приведены иначе: сентябрь 2024 года и
декабрь 2025 и 2026 годов соответственно».

Объяснение таких изменений в письме руководителя «Россетей» вполне понятно – происки «недружественных» стран, производители оборудования из которых «официально уведомили госхолдинг об ограничениях и невозможности поставки импортных комплектующих и оборудования».

Так, General Electric (США) «американская отказалась поставлять «Россетям» комплектующие для выключателей 500 кВ». А ЭКРА, которая «занимается производством релейной защиты и автоматики», та вообще «заявила о задержке и невозможности изготовления вторичных систем, необходимых для подстанции «Нижнеангарская»».

В «Россетях» ситуацию прокомментировали таким образом, что госхолдингу не только «потребовалось дополнительное время на изменение технических решений и поиск аналогов оборудования в РФ и других странах», но и синхронизировать график работ с ОАО «РЖД».

В компании – транспортном монополисте обозначили: если речь идёт о переносе ввода мощностей, то стоит ожидать ограничения объёма перевозок на сегодняшнем уровне. Если сейчас возможно, что называется, провести какие-то «внутренние технологические мероприятия», позволяющие осуществлять перевозки «в необходимых объёмах», то такие
резервы не бесконечны, и «ощутимый дефицит может возникнуть, если электроснабжение не будет введено к концу третьего квартала 2023 года».

Не случайно, что «Коммерсантъ» охарактеризовал расширение Восточного полигона как «критический проект по увеличению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры РФ на восточном направлении». А один из источников издания вообще договорился до того, что «сдвиги проектов критичны, однако вполне ожидаемы при отсутствии стопроцентной локализации оборудования в стране». Т.е. думать надо прежде, чем что-то
затевать.

Издание напомнило о том, что проект модернизации и расширения энергетической инфраструктуры железнодорожных магистралей изначально был ориентирован не на то, чтобы увеличивать тарифную выручку «Россетей», а на финансирование за счёт заёмных средств и собственного капитала. Поэтому, как предполагается, «его сдвиг не окажет материального
воздействия на финансовые показатели компании».

Возможно, наверное, согласиться с мнением одного из экспертов о том, что синхронизация сроков ввода энергетических объектов и объектов собственно железнодорожной инфраструктуры не сможет отрицательно повлиять на провозные способности магистралей. Однако если будут
увеличиваться бюджет модернизации БАМа и Транссиба, пересматриваться параметры ряда проектов, то впору ожидать и изменения сроков ввода в строй некоторых объектов энергетики. Как знать…

Фото: rw.by.


Оставить комментарий


Комментарии(0)