Энергольготы для дальневосточников: как повысить их эффективность?

27.Фев.2021

Регулировать тарифы можно и нужно. Осталось определиться в целях и способах

Варианты, предлагаемые самими потребителями, изучила и вынесла на «суд» читателей«Независимая газета». Объединяющее энергоёмкую промышленность «Сообщество потребителей энергии» направило в Правительство РФ предложения о том, каким образом возможно видоизменить «механизм субсидирования энергоцен на Дальнем Востоке за счёт остальных субъектов РФ». Если эти соображения будут реализованы, то возможно будет добиться уже в ближайшие годы снижения нагрузки на экономику (причём в разы!) от межтерриториального перекрестного субсидирования.

Издание напомнило о том, что ещё в 2017 году в регионах Дальнего Востока был запущен механизм выравнивания энергоцен. При этом «суммарная тарифная нагрузка на энергопотребителей в остальных регионах России за четыре года превысила 128 млрд руб.» Принятый в 2020 году закон продлил такое правило на период до 2028 года. Однако уже с 2022 года, как предполагается, для некоторых категорий потребителей на Дальнем Востоке будет производиться «поэтапное сокращение объёмов субсидирования и перевод на расчёты по экономически обоснованным ценам». Практика установления переходных периодов может быть распространена на отрасли драгоценных металлов и топливно-энергетического комплекса (на три года), а также на бюджетные организации и сферу жилищно-коммунального хозяйства (на пять лет). При этом за правительством могут быть закреплены «полномочия по установлению критериев таких потребителей».

В письмах, которые направила ассоциация в адрес вице-премьеру Правительства РФ Александру Новаку, содержатся предложения о ежегодном сокращении Кабмином «уровня субсидирования для предприятий и организаций, в отношении которых установлен переходный период». Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв предложил выделить ещё одну категорию потребителей, к которой могут быть отнесены предприятия малого и среднего бизнеса и предприятия, действующие на территориях опережающего развития (ТОР) и Свободного Порта Владивосток. Для них руководитель ассоциации предложил «предусмотреть адресное субсидирование энерготарифов при условии выполнения целевых показателей по развитию бизнеса, реализации инвестпроектов, увеличения объёмов электропотребления и его полной оплате».

Если дальневосточные потребители не входят ни в одну из трёх названных категорий, то для них тоже необходимо поэтапно доводить энерготарифы «для их достижения экономически обоснованного уровня».

Ещё одно предложение, адресованное ассоциацией «Сообщество потребителей энергии» российскому правительству, заключается в предложении «разработать критерии ежегодной оценки эффективности субсидий для развития регионов Дальнего Востока и продлевать режим субсидирования в тех или иных регионах в зависимости от выполнения установленных показателей». В связи с этим видится показательным, что Василий Киселёв оперирует данными Российской экономической школы (РЭШ). Исследователи пришли к весьма неутешительному выводу: субсидирование энерготарифов никак не стимулирует производительность, да и не повышает эффективность предприятий. Наоборот, такая практика «приводит к росту неэффективности производства во всех отраслях экономики субсидируемых регионов».

Дешевизна электроэнергии влечёт за собой увеличение неэффективности производства в энергоемких отраслях экономики в субсидируемых регионах. Поскольку имеет место «повсеместный опережающий рост заявляемых экономически обоснованных тарифов по сравнению с ростом единого тарифа в зоне действия программы», то возникает потребность в изучении ситуации, чтобы понять, оправдано ли (если да, то насколько) подобное увеличение.

Не секрет, что «рост экономически обоснованных тарифов» соотносится с «задекларированными инвестиционными расходами», и в этом убеждает «анализ инвестиционных программ крупных поставщиков электроэнергии». Такая оценка явления, данная со стороны ассоциации «Сообщество потребителей энергии», наводит на выводы о «недостаточной проработанности и прозрачности имеющейся программы безадресного перекрестного субсидирования в неценовой зоне» Дальнего Востока.

Второе письмо, которое анализирует «Независимая газета», тоже посвящено вопросам регулирования энерготарифов. По мнению главы ассоциации Василия Киселёва, «действующим порядком расчёта среднероссийской цены на электроэнергию для подсчёта объёма дальневосточных субсидий не урегулирован порядок учёта льготных тарифов, установленных в регионах с регулируемым ценообразованием (регулируемыми договорами – РД). Между тем энергоцены в таких регионах уже сейчас субсидируются потребителями ценовых зон оптового рынка».

Не исключена ситуация, когда при определении среднероссийского уровня цены может возникнуть двойной учёт льготных тарифов на электроэнергию (тех самых, что установлены в регионах РД). А это, как допускает Василий Киселёв, влечёт за собой необоснованное «снижение ценовой базы для еёрасчёта, завышение объёма дальневосточных субсидий и повышенные платежи потребителей ценовых зон оптового рынка». Такие регионы, в чём убеждён директор ассоциации, должны быть исключены из расчёта базовых уровней энергоцен.

Согласен со своим руководителем и заместитель директора «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. Он утверждает, что такую нагрузку на экономику целесообразно снизить «как можно раньше», при этом было бы оптимальным произвести её замену на «менее затратные и более эффективные адресные меры поддержки». При такой корректировке вполне реальным видится многократное снижение объёмов субсидирования «уже в ближайшие несколько лет».


Оставить комментарий


Комментарии(0)