Федеральные целевые программы могут оказаться закрытыми?

04.Окт.2017

Правительство решило перейти к проектным методам работы

Газета «Известия» оповестила о том, что в правительстве рассматривается вопрос о возможности досрочного закрытия всех федеральных целевых программ, входящих в пять госпрограмм: развития образования, здравоохранения, транспортной системы, сельского хозяйства и обеспечения доступным жильем и коммунальными услугами. Эта мысль проходит красной нитью в докладе, представленном Минэкономразвития по итогам реализации программ в первом полугодии 2017 года. Предполагается возможность закрытия всех семи ФЦП с общим объёмом 11,2 трлн рублей, что увязывается с намерением перейти на проектный метод работы. Однако, как отметило издание, Минэкономразвития видит риски в досрочном прекращении работы этих ФЦП. Так, в связи с такими изменениями может возникнуть необходимость в перезаключении и корректировке всех госконтрактов. Также сопутствующим действием видится утрата механизма координации мер госполитики.

Как подчеркнула газета «Известия», в текущем году Минэкономразвития взялось проводить масштабную ревизию всех федеральных целевых программ. По её итогам должно быть принято решение об отказе от неэффективных. Но окончательно известно, что получится, будет только в конце года.

Но, даже не дожидаясь окончания года, Минэкономразвития отметило: «…могут быть досрочно завершены все ФЦП, которые входят в пять госпрограмм (развитие образования, здравоохранения, транспортной системы, сельского хозяйства и обеспечения доступным жильём и коммунальными услугами)…». И данный курс прослеживается по докладу ведомства, представленному в правительство. Газета назвала содержащиеся в госпрограммах семь действующих ФЦП: развития образования на 2016–2020 годы, «Русский язык» на 2016-2020 годы, «Чистая вода» на 2011-2017 годы, «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы». В денежном выражении общий объём этих целевых программ оценивается в 11,2 трлн руб.

Не исключено, что досрочное закрытие программ обусловлено переводом госпрограмм, в которые они в настоящее время входят, на проектный метод работы, который «подразумевает качественное планирование и постоянный контроль по достигаемым результатам, что может сделать госпрограммы более результативными и прозрачными». Но, по оценке Минэкономразвития, имеются существенные риски, порождаемые закрытием ФЦП, среди которых в обозначенном выше докладе выделены такие: «отсутствие оснований для осуществления капитальных вложений, использования механизма работы с укрупнёнными мероприятиями; необходимость перезаключения или корректировки государственных контрактов». Ведомство также высказало серьёзные опасения по поводу того, что «будет утрачен механизм координации мер госполитики в связи с завершением тех ФЦП, которые являются межгоспрограммными». Прибавится трудностей и с контролем реализации мероприятий в программах по направлению НИОКР.

В обозреваемом докладе Минэкономразвития отмечено, что «интеграция федеральных целевых программ в пилотные государственные программы не должна приводить к ситуации, когда в государственные программы включаются объёмы финансирования и объекты завершающихся ФЦП, а их цели, задачи, целевые индикаторы и показатели игнорируются».

Стоит обратить внимание, что в рассматриваемых пяти госпрограммах, помимо федеральных целевых программ, имеются также и подпрограммы. И, по той информации, которую газета «Известия» получила в пресс-службе Минэкономразвития, говорить об их закрытии пока что преждевременно.

Вопрос о возможности возникновения рисков, порождаемых процессом трансформации госпрограмм, находился в центре внимания в последние месяцы. На это обратил внимание директор «Центра проектного менеджмента РАНХиГС» Олег Билев. В своём комментарии он указал: «Одно из решений — перевести все мероприятия ФЦП в новые госпрограммы с сохранением договорных обязательств, и только весной 2018 года в рамках нового бюджетного процесса обсуждать содержательные изменения. То есть бюджеты на 2018 год на все мероприятия остаются как есть, а с 2018 года планируется начать отбор новых проектов, мероприятий и идей на принципах ранжирования, и с учетом этих принципов выделять средства на 2019 год и далее». По мысли этого эксперта, реализация мероприятий ФЦП не прекратится, и целевые программы «будут полностью интегрированы в обновлённые госпрограммы с сохранением объёмов финансирования и всех договорных обязательств».

Показательна и точка зрения, высказанная директором «Института стратегического анализа ФБК» Игорем Николаевым, заметившим, что упразднение ФЦП позволит государству сэкономить на реализации проектов: «Рисков, о которых говорит Минэкономразвития, избежать можно только в случае продолжения решения тех задач, которые ставили ФЦП, а иначе их досрочное закрытие приведёт к тому, что проекты останутся недоделанными из-за прекращения финансирования».

Газета «Известия» также подчеркнула, что исполнение госпрограмм и ФЦП является предметом повышенного внимания Счётной палаты. Это ведомство, подводя итоги проверки их исполнения в 2015 году, пришло к такому выводу: 17 из 32 (т.е. – более половины) оказались неэффективными, а ещё 12 было невозможно оценить из-за отсутствия фактических показателях.

Источник: официальный сайт газеты «Примрепортёр»


Оставить комментарий


Комментарии(0)