Хабаровск возьмёт реванш в противостоянии с Владивостоком?

24.Мар.2021

Соперничество за статус дальневосточной столицы может обостриться

И это может быть связано с действиями нынешнего главы «27-го региона». На такое обстоятельство обратило внимание сетевое издание «Transsibinfo.com» в связи с поставленной врио губернатора Хабаровского края Михаилом Дегтярёвым задачей по возвращению региону лидерских позиций в Дальневосточном федеральном округе.

Издание напомнило обстоятельства встречи главы региона с протестующими гражданами на площади Ленина в Хабаровске. Тогда он завёл разговор на тему возвращения городу статуса «столицы Дальнего Востока». И, очевидно, что вся работа возглавляемого Михаилом Дегтярёвым правительства края выстраивается в соответствии с этой целевой установкой и решает «проблемы поиска точек экономического роста».

Такой реванш вполне возможно понять, поскольку ситуация в последнее десятилетие характеризуется, по замечанию «Transsibinfo.com», планомерной утратой Хабаровским краем позиций, даже демонстрацией «примера феерической стагнации со второй половины 2018-го по первую половину 2020-го года». Растеряно оказалось, конечно, не всё, и «не все уехали за краснодарским счастьем», и в это время «федеральный центр продолжал дотировать традиционно экономически депрессивный регион».

Издание напомнило о тех временах, когда во главе Хабаровского края находился Виктор Ишаев: тогда «традиционно неспокойный Приморский край получал… в десятки раз больше дотаций, чем спокойный Хабаровский край…» При этом поступавшее в «27-й регион» «спускалось на поддержку предприятий ишаевского клана».

О «подвижках», случившихся при Вячеславе Шпорте, издание высказалось особо. Именно в это время, как отражено в публикации, состоялись «и первая попытка определить точки роста и драйверы экономики, и оживление военно-промышленного комплекса, и появление на свет долгоплана». Припоминая «мутную историю с советско-японским предприятием» (речь о терминале в аэропорту Хабаровска, который «каким-то образом отжали у японцев»), «Transsibinfo.com» указало на последовавшую за тем заморозку отношений с Японией. Лишь с уходом Виктора Ишаева с поста руководителя края появились японские инвесторы, да и то – в тепличном бизнесе.

Что же касается средств федерального бюджета, то издание обратило внимание на пример «долгоплана» Комсомольска-на-Амуре: там власть «всё что могла завалила». За исключением, разве что, реконструкции театра драмы.

При таком состоянии дел ничуть не удивляет то, что Хабаровск лишился статуса дальневосточной столицы. Ведь «сосед» (т.е. Владивосток) «предельно амбициозен, целеустремлён и деятелен».

Тоска по былому величию в «27-м регионе» остаётся. И – как мысль в тему – острый вопрос от политолога Даниила Ермилова: «А что, было величие у Хабаровского края? Перегнать Приморье? Там длиннее развитая береговая линия, там больше портов, там есть тёплое море, там более экономически развитый регион, чем Хабаровский край, там больше торговли. Как его можно догнать? Каким способом? Единственный вариант – построение некой свободно-экономической зоны на Большом Уссурийском острове, о которой говорят уже на протяжении 15-ти лет. Китайцы со своей стороны всё сделали, а у нас воз и нынче там.

Хабаровский край без большого Уссурийского острова не имеет особых глобальных перспектив развития».

По замечанию сетевого издания «Transsibinfo.com», рассуждений или переговоров с федеральным центром для «величия» недостаточно: нужно «создавать предпосылки». И поэтому, вероятно, у Михаила Дегтярёва как врио губернатора родилась идея, некое ноу-хау, состоящее в ставке на развитие трансграничного сотрудничества. Потому-то он и напомнил о проблеме Большого Уссурийского острова, когда состоялась встреча с Президентом России Владимиром Путиным. До сегодняшнего руководителя Хабаровского края «толком никто не пытался реализовать подобную инициативу».

Что получилось? Да то, что оказавшееся «более смелым» руководство Приморского края добилось и эффективной перевалки грузов в морских портах, да и достигло за четыре-шесть лет «значительных подвижек в вопросе создания «сухих» портов».

Что остаётся Хабаровску? Город ещё имеет шанс «выйти на этот рынок», поскольку имеет «более выгодное транспортное и географическое положение».

Пространная цитата из высказывания политолога Даниила Ермилова призвана подтвердить такое предположение: «Не только нужен переход на Большом Уссурийском острове, сколько таможенный переход плюс зона таможенной торговли. Других точек роста практически нет. Вся остальная экономика – на выживание. Плюс утечка мозгов.

Если начнёт осваиваться российская часть Большого Уссурийского острова, то, безусловно, экономика Хабаровского края будет расти. Поверьте, что Китаю гораздо выгоднее по автомобильным трассам или по железной дороге, гнать свои грузы в Европу, чем морем. Это просто дешевле, безопаснее и быстрее. При запуске этого маршрута большая часть китайской нагрузки на приморские порты уменьшится.

Для Китая срок доставки сокращается, оборот денег увеличивается. В глобальном плане это очень интересная штука.

Кстати, это не будет выгодно тем же самым американцам, потому что товарооборот с Россией возрастёт. Да, он транзитный. Но это значит строительство логистических центров, а это рабочие места, это развитие экономики».

Вывод издания «Transsibinfo.com» достаточно категоричен: трансграничное сотрудничество будет стимулировать в конечном счёте «деловую активность в целом». И такой подход может превратить Хабаровский край не только в центр экономической, но и международной жизни Дальневосточного федерального округа. Как следствие может оказаться и повышение «административного статуса» региона.


Оставить комментарий


Комментарии(0)