Хасанские «якорные страдания», Или почему проект приказа Минтранса никак не «обрастёт плотью»?
«Атавистические» распоряжения Минтранса, давно устаревшие и давно требующие обновления, продолжают вредить бизнесу в конкретных районах Приморского края
Экскурс в морскую проблематику
Залив Славянка в Хасанском районе входит в состав в состав порта Посьет и, соответственно, подчиняется капитану порта Посьет. В заливе Славянка есть три глубоководные якорные точки, где на якорь могут становиться любые суда длиной до 400 метров. Подробнее, наверное, следует рассказать обо всех трёх точках, чтобы появилось понимание – как на ровном месте в Приморье различные чины умеют создавать проблемы. Две якорные точки называются РПК «Славянка» и РПК «Славянка-2». «РПК», кто не знает, — это «рейдовые перегрузочные комплексы». Третье место – это «точка №8». Обе «Славянки» принадлежат компании «Востокбункер», поэтому, ежели кто желает там встать на якорь – пожалуйста, договаривайтесь. Цены, конечно, коммерческие, но могут вас вполне устроить. А вот «точка №8» — федеральная. Тут особо ни с кем договариваться не надо: получаешь разрешение капитана порта – и становишься на якорь. Но… Как известно, дьявол кроется в деталях. И тут тоже есть пикантный нюанс – если, допустим, на РПК «Славянка-2» уже стоит на якоре какое-нибудь судно (даже, если это 20-тивесёльный деревянный баркас), то швартоваться на точку №8 уже нельзя. И наоборот. Вся эта прекрасная инициатива прописана в Обязательных постановления по порту Посьет ещё в 2014 году. Зачем этот пункт появился в 2014 году – не совсем ясно? Понятно только одно: это «атавистический» пункт требований, абсолютно нелогичный, ничем законодательно не объясняемый. Из серии: хочу – и баста.
А теперь – немного «экономической составляющей» такого «якорного самодурства». Дело в том, что столь жёсткие и малообъяснимые ограничения уменьшают количество судозаходов в порт Посьет. Ведь нормальный предприниматель (особенно, — заграничный) не будет стоять в очереди на ожидание своего места, или «договариваться» с монополистами. А уменьшение судозаходов, в свою очередь, ведут к уменьшению портовых сборов, которые платятся в ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» (АМП) и ФГУП «Росморпорт». То есть, бюджет на этом теряет деньги. Это, к слову, о том, как в Приморье нужно привлекать инвесторов и увеличивать предпринимательскую активность. Вот пример, когда всё сделается с точностью до наоборот.
«Забытый» проект приказа?
В декабре 2018 года Ассоциация агентов России (АМА) всё-таки сумела «достучаться» до Минтранса, доказав, что странные «ограничительные» приказы и распоряжения Минтранса, во-первых, вредны для бизнеса, во-вторых, имеют откровенно «лобббисткий» характер. Поэтому с «точки №8» было бы вполне логичным (а главное – законным) убрать все ограничения, чтобы суда, желающие встать на якорь, не зависели бы от частной компании – в данном случае, от загруженности РПК, принадлежащих «Востокбункеру». Ведь спорный пункт, ограничивающий право по постановку на якорь, по сути, ограничивает конкуренцию и не даёт развиваться судоходству в конкретном районе.
Кстати, про безопасность мореплавания, за которую публично ратуют высокие чины из ФГБУ АМП Приморского края и Восточной Арктики. Безопасность размещения двух судов на двух разных точках якорных стоянок (РПК и «точка №8) подтвердил АО «ДНИИМФ» («Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота») – единственная на Дальнем Востоке профессиональная научная и проектная структура, которая делает проектные расчёты инфраструктуры портов, в том числе — при разработке якорных мест. Однако мнение ведущего профильного института высокие «морские» чиновники в Приморье тоже оставили «за бортом». Чиновники же Росморречфлота – федерального агентства, которое является составной частью Минтранса России, тоже не спешат исправлять ситуацию с «точкой №8». Значит, это кому-то нужно? Или просто – некуда спешить?
И – самое главное. Как следует из ответа директора департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса России Ю.А. Костина, который датируется 28 декабря 2019 г., уже создан новый проект приказа, который признаёт спорный пункт о якорном месте №8 и РПК «Славянка-2» недействующим. Дело за малым: чтобы данный проект был размещён на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов актов www.regulation.gov.ru . С целью, как указано в письме, «общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы». Удивительно, но уже ПОЧТИ ГОД как проект приказа размещён, а вопрос его внедрения и запуска в «большую жизнь» так и не решён. И по-прежнему якорная точка №8 порта Посьет во много зависит от загруженности РПК «Славянка-2», принадлежащего «Востокбункеру». Вопрос – почему такое торможение? Кто не даёт изменить приказ, в который за 10 месяцев, при желании, можно было внести любые «антикоррупционные» поправки. Вместе с тем, явно дискриминационный пункт в части эксплуатации «якорного места №8» продолжает функционировать – без антикоррупционных экспертиз и мнения общественности. Так сказать, в силу исторически сложившихся обстоятельств? Не коррупционных ли обстоятельств? Может быть, Минтрансу России пора вспомнить о госполитике в сфере морского транспорта и предоставить всем участникам судоходства равные возможности в получении права на якорную стоянку в порту Посьет?
Оставить комментарий