Кто и почему делает ставку на Северный морской путь

05.Май.2022

Северморпуть приобретает очень большое значение для транспортировки грузов

В этом вопросе разбирались «Известия». Издание выяснило, что в этом году РФ предполагает перевезти по нему 32 млн тонн грузов, и введённые против России санкции «не повлияли на перевозки по Севморпути». В «Росатоме» дали понять, что освоение новых месторождений к 2024 году позволяет быть уверенными в увеличении грузопотока до 80 млн тонн в год, т.е. в 2,5 раза.

Особые надежды возлагают на эксплуатацию Севморпути и в Китае, поскольку грузоперевозки этой страны по этой водной магистрали возрастают.  Весьма обнадёживающие перспективы открываются и перед строительством атомного ледокольного флота, на котором не отразятся санкции, ибо «суда обеспечены финансированием и более чем на 90% производятся из российских комплектующих».

«Северная» альтернатива «западным» санкциям

Если учесть всю систему запретов, которые ограничили, а фактически – запретили, экономические связи России со странами Евросоюза, то Северный морской путь (он проходит «в арктических водах РФ от Мурманска до Чукотки») приобретает очень большое значение для транспортировки грузов.

Рост грузопотока по Севморпути в последнее время связан с развитием углеводородных проектов в акватории Обской губы и Енисейском заливе. По обнародованным данным пресс-службы «Росатома», по результатам 2021 года общий объём перевозок по Севморпути оценивается в 34,9 млн тонн. Т.е. превышает те задания, которые отражены в паспорте федерального проекта «Развитие Северного морского пути» (31 млн тонн – в 2021 году, план на 2022 год намечен в объёме 32 млн тонн), вполне реально превзойти.

Важно подчеркнуть, что в октябре 2020 года руководители корпораций подтвердили объёмы грузоперевозок по Севморпути к 2024 году: «Новатэк» – 35,5 млн тонн, «Роснефть» – 30 млн тонн, «Газпром нефть» – 6,7 млн тонн, «Норильский никель» – 1,7 млн тонн.

В более отдалённой перспективе, после 2024 года, возможно ожидать увеличения грузопотока в связи с началом активной разработки Баимского и Сырадасайского месторождений. А в период до 2030 года предполагается увеличение грузопотока даже до 110 млн тонн.

Структура перевозимых грузов (по результатам 2021 года) такова, что основной объём приходился на природный газ и газоконденсат, нефть и нефтепродукты. Значительно меньшую долю в общем объёме перевозимых грузов составляли «технологическое оборудование и стройматериалы для арктических проектов, железорудный концентрат, древесина, уголь».
Когда «Запад» уступает «Востоку»…

Что показательно, так это фактическое отсутствие участия в работе Севморпути даже такого крупного перевозчика, как транспортная компания Maersk (крупнейшего в мире!). Эта «западная» компания, как и другие иностранные, не осуществляли перевозок по этому пути.

Напротив, в «Росатоме» отмечают всё возрастающий интерес к этой водной магистрали: «Китайские коллеги считают СМП перспективным транспортным морским коридором». В качестве иллюстрации приведены сведения о том, что «китайская судоходная компания COSCO SHIPPING в период летне-осенней навигации 2020 года выполнила 11 рейсов в акватории СМП, а в 2021 году – уже 14».

Атомные ледоколы: основа основ

В обозреваемой публикации указывается, что ледокольную проводку судов по Севморпути осуществляет «‎Атомфлот». И главным направлением его деятельности в настоящее время выступает «обеспечение крупнейших арктических углеводородных проектов». Таких, как «Ямал СПГ». И неслучайно то, что уже реализован проект по строительству портового флота в порту Сабетта; в течение ряда лет ведётся «планомерная работа по переходу к круглогодичной навигации». Более того, сезонная контейнерная линия в акватории Севморпути «имеет все шансы работать на регулярной основе, но при условии обеспечения доставки грузов в обе стороны».

За период летне-осенней навигации 2020 года через Севморпуть транзитом проследовало 65 судов, а годом позже – уже 86.

Строительству ледоколов-атомоходов – санкции не помеха!

Строителям ледокольного флота санкции не страшны, поскольку есть уверенность в финансовом обеспечении, закреплённом в контрактных обязательствах.
АО «Балтийский завод» продолжает строительство трёх универсальных атомных ледоколов проекта 22220: «Урал» должен быть сдан в этом году, «Якутия» – в 2024 году, «Чукотка» – в 2026 году.

В настоящее время на Севморпути работают головной универсальный атомный ледокол «Арктика» и первый серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь». Продолжается и строительство головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510, который должен быть сдан в эксплуатацию в 2027 году.

Взгляд на восток

Любопытно обратить внимание на комментарий к ситуации, которым поделился с «‎Известиями» профессор кафедры регионоведения международных отношений и политологии САФО Константин Зайков. Он отметил, что главной задачей правительства по Севморпути видится обеспечение проводки караванов, что ожидается в связи с «перестройкой логики движения грузов».

До недавней поры экспортные потоки направлялись в сторону запада. А теперь «в текущей ситуации необходимо будет поставки переориентировать на восток, а это требует очень мощной ледокольный проводки, потому что большую часть года восточный сектор Арктики покрыт льдом». Соответственно, «нужно принимать существенные решения». Замыслы предыдущих десятилетий окажутся востребованными завтра. В их числе, по мнению эксперта «Известий», может быть названо «строительство глубоководного порта Индигирка, который позволит соединить Урал с побережьем Северного Ледовитого океана». Имеются и аналогичные проекты по развитию сибирской части Арктики.

По мнению профессора Константина Зайкова, уход европейских компаний от использования Севморпути может оказаться временным, хотя и присутствие в прошлом не было сколько-нибудь значительным. Но одно стоит учесть непременно: увеличение транзита и привлекательности Северного морского пути для иностранных компаний напрямую связано с налаживанием инфраструктуры, коммуникаций, обеспечением логистики.

Фото: strana-rosatom.ru.


Оставить комментарий


Комментарии(0)