Лесная отрасль в «цифровой» эпохе: сквозь «бурелом» юридических проблем

14.Мар.2021

Окажется ли реальной помощь парламентариев правительству?

Вопрос о реальности не с потолка взят – его аспекты рассмотрела и предложила читателям «Парламентская газета».

 Один лесничий – на 10 тысяч гектаров леса

Возникновение идеи, а затем и документа, названного помпезно Стратегией развития лесного комплекса России, едва ли случайно. Нечто подобное уже существовало, причём совсем недавно. В 2018 году. А пересмотреть его, если обратиться к полученным «Парламентской газетой» от пресс-службы Минприроды России ответам, было немало причин. Речь идёт о стагнации лесной отрасли, о низкой эффективности деятельности, да и о криминализации лесного комплекса. Аналитики ведомства оценили ситуацию, а «рупор» огласил неутешительные выводы: «Баланс восстановления и выбытия лесов отрицателен, слабо востребован отраслевой научный и кадровый потенциал, госдоходы от лесного комплекса существенно ниже доходов других многолесных стран».

Насколько окажется определение, которое издание дало нынешнему документу как «своего рода «дорожной карте» отрасли, наметившей основные направления развития лесопромышленного комплекса страны и обозначившей главные проблемы»? Ответ даст время. Будущее. А сегодня предстоит решать сложившиеся проблемы.

Одним из кричащих вопросов является сегодня кадровый. Даже, можно сказать, кадровый голод. Да, нынешняя численность работников в лесной отрасли России составляет 617 тысяч человек, к 2030 году их число должно увеличиться до 820 тысяч. По словам председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова, численность работников лесоохраны должна быть удвоена. Ибо сегодняшняя ситуация такова, что 30 тысяч лесных охранников должны умудряться держать под контролем около 300 млн гектаров экономически доступных лесов России. В расчёте на одного приходится площадь в 10 тыс. гектаров леса. Говорить о реалистичности выполнения задач как-то не приходится, что побуждает парламентариев выступить с законодательной инициативой по снятию запрета на работу родственников в лесном комплексе.

Тот же сенатор обозначил и другую проблему. Требуется, чтобы владельцы крупных участков и арендаторы убирали оставленный в результате деятельности в лесу мусор. Но это требует дополнительных расходов, на что бизнес в настоящее время пойти не готов.

Есть и такая проблема (она обозначена в упомянутой Стратегии как направление), формулируемая как обеспечение эффективного контроля за лесопользованием и справедливого доступа к сырьевой базе. Положение дел сейчас таково, что «лесопромышленники жалуются на сложности получения лесных участков для развития инвестпроектов». Выход видится в «централизации в предоставлении участков», в процессе «пересмотра правил и проверки ранее заключённых договоров аренды, которые расторгнут с нарушителями».

Стратегия, помимо всего прочего, предполагает развитие сети лесных дорог. Казалось бы, всё понятно. Да нет же: дороги такие – есть, а соответствующей юридической категории – нет. Между тем, по словам Алексея Майорова, «их протяжённость, география, привязка к сезону использования – всё влияет на динамику отрасли, доступность лесов, борьбу с пожарами».

«Парламентская газета» при этом заметила, что «после 2030 года в стране намечено каждый год вводить порядка 2 тысяч километров дорог круглогодичного действия, в 4 раза больше, чем сегодня». И напомнила, что «систему дистанционного мониторинга Рослесхоза нацеливают на оперативную передачу информации о возникающих пожарах и их тушении в первые же сутки». И про регионы добавила, что им «планируют выделить технику, кадры, построить лесопожарные центры».

 «Лесная держава»… Реальность или иллюзия?

По словам заместителя председателя Совета Федерации Юрия Воробьёва, после завершения работы над новой редакцией Стратегии парламентарии переключились на подготовку предложений в проект плана её реализации (обсуждение ожидается в апреле, когда выездное заседание пройдёт в Вологодской области).

В числе ключевых направлений по реализации документа находится «подготовка большого блока изменений в законодательство в сфере лесных отношений и лесной промышленности». И составной его частью стал разработанный членами Совфеда законопроект (ставший уже законом) о прослеживаемости и обороте древесины. На очереди – проекты законов «по совершенствованию лесоустройства, воспроизводства лесов, арендных отношений и ряд других», и они, по всей видимости, будут переданы на рассмотрение уже весной 2021 года.

Вице-спикер указал, что план «будет включать блок нормативно-правовых, организационно-технических и контрольных мероприятий», предусматривается также «финансовое обеспечение их реализации с учётом региональной специфики, а также проведение мониторинга практики правоприменения стратегии…»

Смысл преобразований обозначил уже упоминавшийся ранее сенатор Алексей Майоров: «Нам надо приблизиться к прежнему уровню лесохозяйствования, чтобы сохранять национальное достояние, приносить доходы в бюджет, обеспечивать занятость людей».

Если замысел состоит в возрождении статуса России как «мировой лесной державы», то к 2030 году лесная отрасль должна выйти на уровень в 1,5% от ВВП (сейчас – практически в половину меньше).

 Что-то – федерации, а что-то – регионам…

В область практических решений перешёл сегодня вопрос о федерализации лесного надзора и лесоустройства. Функции надзорной структуры передаются Рослесхозу, а в регионах «появятся главные федеральные государственные лесные инспекторы». Облегчить борьбу с незаконными рубками и решение других задач призвано «материально-техническое оснащение охраны», которое «пополнится беспилотниками, материалами дистанционного зондирования Земли, аппаратурой фото- и видеофиксации».

Если принять утверждение «Парламентской газеты», то можно согласиться с тем, что главный лозунг лесной Стратегии заключён в словах: «срубил, посадил, вырастил и произвёл продукцию». Естественным видится вывод о необходимости развития механизмов воспроизводства лесов.

И тут свою роль предстоит сыграть именно региональным государственным лесохозяйственным учреждениям. К 2024 году работа по лесовозобновлению «должна охватить 100 процентов вырубленных или погибших лесных насаждений, к 2030-му рост лесистости территории страны запланирован на 3 процента».

Чтобы такая деятельность не осталась «на бумаге», предполагается возвращение к финансовой составляющей лесхозам. А «специализированным бюджетным и автономным учреждениям разрешат оказывать договорные услуги по охране, защите и воспроизводству лесов. Часть дохода пойдёт на поддержание лесной охраны».

Цифровизация как гарантия «прозрачности»

«Цифровая трансформация лесного комплекса» является одним из направлений Стратегии. Электронный документооборот делает только первые шаги. Между тем, как предполагают разработчики документа, а теперь и практики, «оцифровка и систематизация данных позволит все цепочки движения сырья – от заготовки на делянке и складирования до переработки или вывоза за пределы РФ – увязывать в единой государственной информсистеме. А значит – поставит заслон серым схемам торговли лесоматериалами и древесиной».

При том, что уже в конце 2020 года стало известно о завершении модернизации действующей системы ЛесЕГАИС и о ходе «эксперимента по внедрению системы жёсткого контроля за движением древесины», следующим шагом логично было бы увидеть появление единого электронного лесного реестра, объединяющего «сведения о качественных, количественных характеристиках лесов и лесных земель». Ну, и перевод в электронный вид всех торгов, отчего (таковы ожидания, по крайней мере) приблизится вожделенный результат – декриминализация лесной отрасли.

 Вместо экспорта – переработка!

Далеко не последнее (если даже не первое) в Стратегии направление – это переориентация «экспорта необработанных лесоматериалов на производство качественной продукции». Кругляк на экспорт выпускать не будут с 1 января 2022 года. Чем это «грозит» российскому бизнесу?

Ответ «Парламентской газете» дал председатель подкомитета по глубокой механической переработке древесины Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Олег Нумеров. Цитата – прямо-таки великолепная иллюстрация к теме: «Скажу как инженер, как организатор производства: придётся приложить колоссальные усилия в сфере развития станкостроения, машиностроения, производства оборудования для химпереработки леса. Мы можем сами выпускать бумагу, картон, фанеру, стройматериалы, биотопливо, мебель. Это новые рабочие места, рост спроса на продукцию смежников, повышение доходов россиян и поступлений в бюджеты всех уровней. Лес на корню стоит 50–150 рублей за кубометр, а пиломатериалы – от 8 до 10 тысяч рублей».

Можно ожидать и увеличения значимости расширения объёмов деревянного домостроения индустриального производства для развития сельских территорий. Возможно, что оно будет включено в систему ипотечного кредитования. Достаточно оптимистично настроенные переработчики уже заявляют о готовности «оснащать новые дома, в объёмах ипотеки, мебелью первой необходимости – стульями, столами, вешалкой, кухонными шкафами, детской мебелью».

С запретом экспорта кругляка и введением специальной 20-процентной нормы на использование деревянных конструкций при строительстве в рамках госзаказа можно ожидать и импульса в развитии внутреннего рынка.

 Курсом интенсификации

Как можно понять, Стратегия многим из нас раскрыла глаза на то, что возможно «повышать заготовки древесины не за счёт вовлечения в рубку новых лесных земель, а через эффективную организацию рубок и уходу за лесами». Вот как! И сразу как-то вспоминается забытое многими ныне слово «интенсификация». А, между тем, переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства рассматривается тоже как направление Стратегии. В чём смысл? «Парламентская газета» отвечает: «Это должно дать в два раза больше древесины с единицы площади при соблюдении заданного уровня воспроизводства». И напоминает, что в 1990-е годы расчётная лесосека использовалась только на 20%.

Новизна же заключается в том, что научно-техническая модернизация лесного комплекса увязывается с госпрограммой «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология». Ожидается научное финансирование отрасли, создание и внедрение 39-ти новых технологий в области воспроизводства, селекции и защиты леса.

Как пояснил изданию заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Будуев, перечень необходимых изменений в природоохранное, экономическое и лесное законодательство предстоит определить Правительству РФ до 10 августа 2021 г. Вполне вероятно, что план будет включать «включить подготовку нормативно-правовых актов по созданию благоприятных условий для развития отрасли». Понятно уже сейчас, что ни о каком прорыве в отрасли невозможно даже речи вести, если не будет создаваться лесная инфраструктура, если не случится «господдержки в создании новых масштабных производств», включающей увеличение лимита льготных займов, масштаба лизинга современной лесозаготовительной и другой техники.

Александр Огневский, председатель Союза заготовителей, переработчиков и экспортёров леса Приморского края «ПРОМЭКСЛЕС»:

— Знаете, большой неприятностью для лесопереработчиков и лесозаготовителей может стать такая ситуация, когда в результате «контрольных» мер будут созданы дополнительные «административные барьеры» легальным лесопользователям.  Например, опять отменят лесоустройство, что затруднит доступ к сырью, в те лизинговые программы и кредитные линии, которые обещают дать для увеличения мощностей переработки, так и останутся «хотелками» и не обретут качестве реального банковского продукта. То есть, ограничений может стать больше, а ресурсов – меньше.

Уже сегодня у многих предприятий лесной отрасли возникают «кассовые разрывы», то есть, ситуация нехватки «живых» денег: зарплату платить надо, арендные платежи за участки платить надо, налоги платить надо, технику покупать надо, но очень затруднительно получить доступ к сырью, а то, что уже произведено —  месяцами стоит в очередях на железной дороге и погранпереходах.  Власть, не решив текущих проблем, даёт «лесному» бизнесу новые вводные в достаточно сложной и сжатой экономической ситуации. Поэтому выжить в результате грядущих изменений смогут не все: даже в нынешней «системе координат» существует очень много трудностей, которые законодатель «не видит».  А потом через несколько лет всё те же мыслители из высоких кабинетов будут говорить о том, что «хотели,  как лучше».


Оставить комментарий


Комментарии(0)