Лесной отрасли Приморья можно придать необходимое ускорение

11.Авг.2021

Второе совещание Союза «ПРОМЭКСЛЕС» позволило найти точки соприкосновения между бизнесом, чиновниками и силовиками

 9 августа 2021 года прошло второе совещание, организованное Союзом «ПРОМЭКСЛЕС» в формате видеоконференции. В мероприятии приняли участие представители ДВЖД, Приморской транспортной прокуратуры, бизнес-омбудсмен Приморья Марина Шемилина, представители лесной отрасли и члены Союза «ПРОМЭКСЛЕС». К сожалению, к разговору по каким-то причинам не подключились сотрудники дальневосточной таможни, но представители Союза «ПРОМЭКСЛЕС» не теряют надежды на то, что рано или поздно представители таможенных структур выскажут своё мнение.

Второе совещание затронуло важные вопросы своевременной доставки лесных грузов через границу. Сегодня, к сожалению, этот процесс бывает чрезвычайно затянут и может занимать от месяца до двух. Вдумайтесь в эти цифры: груз российского леса идёт по российской же территории (от 100 до 300 км) больше месяца. Возможно ли это.

В частности, своей проблемой поделился Виктор Василенко, генеральный директор ООО «ТПК РЕСУРС», который рассказал следующее.

 Виктор Василенко:

— В настоящее время у меня стоит порядка 15 загруженных вагонов, которые я не успел отправить в июле. А в августе — ноль заявок. И непонятно, когда будут согласованы дополнительные заявки. Вагоны стоят, я ничего не могу сделать и, конечно, очень хочется, чтобы появился понятный чёткий алгоритм действий. Потому что это уже не первый раз так происходит и, судя по всему, не последний. Леса для отправки достаточно много, и приближается уже новый сезон по его заготовке. К тому же идёт к тому, что с 1 января 2021 запретят вывозить круглый лес. Но до Нового года хотелось бы поработать ещё, пока это можно. Хочется, чтобы железная дорога нас услышала.  

Вторая большая проблема ⁃ это контейнерные перевозки. По большей части это относится к таможенным органам, потому что этот фактический контроль, который осуществляется на границе, сильно тормозит отправку. По два месяца контейнера просто не отправлялись. Грузился лес, сдавался на железную дорогу. В связи с проблемами на пограничном контроле контейнеры до сих пор стоят. Это деньги, это расходы, это убытки, порча леса. Это вопросы к таможне.

 Хочется отметить отсутствие чёткой регламентации деятельности должностных лиц таможенных органов, в пунктах таможенного контроля, таможенных процедур. Всё это приводит к нашим убыткам. Вагон остановили, разгрузили, осмотрели, там ничего не нашли и соответственно мои расходы стремятся к 100 000 рублей, помимо задержки.

Плюс бывают случаи административных правонарушений — это ошибки в расчётах, в загрузках. И составляет 2-3%, может быть, 5 % на весь объём леса. В результате для государства ущерб условно 5000 руб. То есть, я считаю такой ущерб даже не компенсирует зарплату и должностным лицам таможни. А ущерб предпринимателям зашкаливает за 100 000 рублей, не считая сорванной поставки. Ущерб превышает потенциальный заработок на этом лесе. Конечно, я согласен, встречаются и среди участников ВЭД  недобросовестные люди, которые намеренно что-то возят неправильно. Но чаще всего такие действия таможни бьют по средним и крупным лесозаготовителям и экспортёрам, честным и добросовестным.

 Также руководитель Союза «ПРОМЭКСЛЕС» поставил перед железнодорожниками ещё один острый вопрос – так называемые «гэушки», разрешения, согласно которым железной дорогой подаются вагоны для вывоза леса. Этот процесс с некоторых пор интегрирован только с Москвой, что тоже вызывает потери времени.

Евгения Коцаренко, замначальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ДВТЦ ФТО), г. Хабаровск:

 — Я отвечу, почему эта процедура интегрирована с Москвой. Все заявки, которые направлены на экспорт, согласно правилам, требуют согласования с иностранной железной дорога. Поэтому такая процедура всей сети согласуется в ОАО «РЖД». Ранее ДВЖД принимала участие в согласовании. Далее заявки уходили в ОАО «РЖД», и там их рассматривали. Сейчас, с развитием электронного  документооборота, согласование происходит автоматически. Все заявки всех отправителей согласуются и отправляются на согласование РЖД.  По согласованию в августе и июле 2021 года могу сказать, что никакого снижения объёмов нет. Если посмотреть с того, сколько заявляется объёмов, даже по отправителям приморского края, то поймёте, что даже такого объема леса нет. Например, в июле 2021 года было согласовано 2400 вагонов. А теперь цифры заявок — в августе заявлено 10 100 вагонов, в июле – 10 000 вагонов заявлено.

 Евгения Коцаренко также дала пояснения по поводу того, что нужно делать, если возникают проблемы с согласованием.

 — Перебрать все заявки в ручном режиме практически невозможно. Поэтому если вам согласовали какую-то одну станцию. то можете свою заявку подать на корректировку или разбить этот объём на несколько станций. Если вам согласовали крытые/открытые вагоны, вы можете внести изменения и вам согласуют, также изменения по части номенклатуры наименования товара, вам согласуют.

 Также на втором совещании Союза «ПРОМЭСЛЕС» был поднят вопрос избыточного контроля за предпринимателя не только при железнодорожных перевозках, но и при попытке вывоза леса морским путём. Александр Огневский обратил внимание приморской транспортной прокуратуры на ситуацию с грузом берёзы на теплоходе DIMA в Ольгинском районе полтора месяца назад. Там сотрудники таможни заставили выгрузить весь уже ранее проверенный лес. Проверка и пересчёт объёмов затянулись на несколько недель. Отправители груза получили миллионные убытки. Не считая репутационных потерь. Представители Находкинской транспортной прокуратуры отметили, что проверка законности действий таможенников ещё не закончилась, но по окончании этой проверки прокуратура сообщит о результатах.

Александр Огневский, председатель Союза «ПРОМЭКСЛЕС»:

— Сегодня в Приморском крае в случае с теплоходом DIMA создан опасный прецедент. Чтобы выявить какое-то маленькое нарушение на конкретный груз конкретных компаний брошены огромные силы таможни. При этом берёза, по которой возникли вопросы, является одним из самых дешёвых сортов лесной продукции. Насколько мне известно, даже диаметры берёзы нужно измерять с двух сторон. Как измеряла диаметры берёзы в этом случае таможня – мне неизвестно. Но понятно одно: если привлечь к изучению диаметров ещё и экспертов, процедура проверки будет затянута ещё на пару недель. С какой целью это делает? Сделать бизнес ещё более уязвимым?

Поднят был и  ещё один вопрос – о некоторой мягкости наказания в отношении бывшего сотрудника Лесозаводского таможенного поста Костромина, который недавно был осуждён за свои незаконные действия в отношении предпринимателей, которые отправляли лес за границу. Вместо статьи 290 УК РФ (взятка), которая вменялась сотруднику таможни изначально, в итоге Костромин был осуждён за покушение на мошенничество. Участники совещания предположили, что именно «лёгкость» наказания провоцирует таможенников на совершение должностных преступлений.

 Дмитрий Третяк, Приморский транспортный прокурор:

— Не соглашусь, что был создан какой-то прецедент по данному случаю. Вы же не знаете всех обстоятельств данного уголовного дела. Решением суда подсудимый был осуждён за покушение на мошенничество. Но это тоже наказание, тем более, что из органов таможни он уволен.  

 В завершении мероприятия Приморский транспортный прокурор призвал всех участников ВЭД обращаться в органы прокуратуры в случае нарушения своих прав. Каждый такой факт будет проверен и получит необходимую оценку. Союз «ПРОМЭКСЛЕС» планирует проводить такие совещания на регулярной основе, чтобы органы власти получали полную информацию о том, что мешает развитию лесной отрасли.

Фото с сайта ОАО «РЖД», таможни, собственные фото

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)