«Лесные» проблемы: взгляд из Кабмина
Вице-премьер Правительства РФ Виктория Абрамченко дала масштабное интервью о будущем лесной отрасли
Фрагменты беседы журналиста Алексея Шаповалова с высокопоставленным чиновником, текст которой опубликован в газете «Коммерсантъ», приводим ниже.
О лесной политике
– … То, что сейчас в ней происходит со стороны государства, отраслью воспринимается как очередная попытка увеличения фискальной нагрузки…
– Говорить о некой фискальной нагрузке – от лукавого. Мы руководствуемся экологическими и экономическими данными и результатами работы всего лесного комплекса за последние десятилетия. И проблем, и точек роста достаточно. В конце сентября у президента состоялось большое совещание, а 1 октября я уже утвердила «дорожную карту» – системный документ по декриминализации и развитию лесного комплекса. Очевидно, что это не было импровизацией. Я вам приоткрою завесу тайны, как мы готовились. Провели – я специально посчитала – 12 совещаний с разными федеральными органами власти, губернаторами, ключевыми лесными регионами и бизнесом. Я специально пригласила легальный, крупный бизнес, который работает в разных зонах — европейской части, Сибири и на Дальнем Востоке. Потому что картина везде разная. И говорить о том, что бизнес был не в курсе, что мы делаем, нельзя.
Конечно, есть отдельный бизнес, которому сейчас не интересно выходить из тени. По экспертным оценкам – мы не имеем такой официальной государственной статистики, – объем нелегальной заготовки в стране – от 10 млн до 30 млн кубометров. Мы делим сразу на 50% и получаем 15 млн кубов пиломатериалов – хорошего, качественного пилмата, – который можно было реализовать либо внутри страны, либо за рубежом. Это уж всё-таки продукция переработки, новые рабочие места, налоговые отчисления внутри страны. По дальневосточному направлению, например, мы с коллегами, знаете, на что обратили внимание?
Япония переходит на экологичные виды топлива, и у неё есть большой запрос на пеллеты. Сначала большое количество лиственницы в объёме расчётной лесосеки на Дальнем Востоке мне называли недостатком. Потом мы стали общаться с лесопромышленниками, они говорят, что это плюс. Добавляя лиственницу в пеллеты мы повышаем их калорийность. И японцам такие пеллеты интересны.
Теперь о «малышах», которые занимаются заготовкой и продажей грубо обработанных лесоматериалов или кругляка за рубеж. С ними мы не работали, честно скажу, но и о них подумали. Предусматриваем через Минпромторг меры поддержки для модернизации их производств.
– Что будет в стране с устойчивым лесопользованием и станет ли оно основой работы отрасли?
– Это заложено абсолютно везде. И в «дорожной карте», и в перечне поручений президента, и в стратегии развития лесного комплекса. Предвосхищая вопрос о стратегии лесного комплекса, скажу – она подготовлена. Срок её утверждения — 15 января по поручению президента. Мы отправили её дополнительно и в Совет федерации, поскольку это палата регионов, – а в рамках Лесного кодекса практически все полномочия в лесном комплексе – региональные, и в Счётную палату, и коллегам в ФСБ. Вот такое дополнительное межведомственное, межуровневое согласование мы уже прошли.
За базу, конечно, мы взяли тот документ, который был у Министерства промышленности, но вы знаете недостатки этого документа. Всегда существовало два самостоятельных игрока от государства – кто занимается промышленностью и кто занимается лесным хозяйством. Они всегда конкурировали. Одним казалось, что недостаточно работает Минприроды, а другим – что модель Минпромторга заточена в основном на экспорт. Сейчас нашли баланс.
Проблема была в отсутствии четкого плана восстановления лесных ресурсов. Почему арендаторы не несут ответственности, например, за лесные пожары? Я считаю, что, если ты взял делянку на 49 лет, ты отвечаешь наравне с государством за борьбу с лесными пожарами на этой территории. И вот, кстати, ещё одна проблема – больше 100 тыс. лесных участков не имеют точных границ. Я не понимаю, как государство может отдавать в аренду лес для заготовки, не зная конкретное место, где можно рубить. Это мы тоже сейчас меняем – вводим обязательное условие, что лесосека должна быть с точными координатами. И вводим прослеживаемость, чтобы объём древесины, заготовленный на конкретной делянке, склады, места переработки – всё увязать в одну цепочку.
Ведь у нас вообще не было федерального лесного надзора. Он был на бумаге, как опция, которая должна реализовываться руками регионов. У регионов не было ни сил, ни средств, ничего для этого. В итоге у нас получилось, что контролировать использование лесного фонда – 66% территории страны – не мог никто. Мы вводим федеральный лесной надзор как новый институт, прописываем его содержание и даем цифровые инструменты.
О цифровизации лесного комплекса
[Третья информационная система – это] цифровая платформа лесного комплекса. Это новая система, как мы её назвали, ФГИС лесного комплекса. Сейчас в поправках в Лесной кодекс мы её узакониваем. Потому что Лесной кодекс писали давно, он вступил в силу в 2006 году, и с точки зрения цифровизации он такой, очень древний. Мы этот блок переписываем фактически полностью.
О лесах, лесных пожарах и методике поглощения углерода лесами
– Я еще раз повторю, что, например, угольные котельные, наше жилищно-коммунальное хозяйство – это тоже большой объём выбросов. Или лесные пожары, например. Есть разные причины, почему горят леса. А тушить нужно везде, и одинаково хорошо, и желательно в первые сутки. В 2020 году мы такое упражнение проходили с регионами, 28 субъектов отлично справились – потушили пожары в первые сутки, и это привело к существенному сокращению площадей, пройденных огнём.
На самом деле, как и в системе ТКО, тут нужна адекватная система оценки. Объёмы выбросов и поглощений парниковых газов должны считаться объективно, не на основе каких-то спорных данных, а на основе автоматизированных систем.
Например, при подсчёте поглощающей способности российских лесов и других экосистем, важны исходные данные, сколько всего таких лесов. Большое количество нашего леса туда просто не попало. Инвентаризация проводится раз в пять лет. Получилось так, что только в этом году инвентаризация закончилась, и благодаря ей площадь лесов уже существенно скорректировались. Лес есть, а его почему-то не учитывали.
Второе – методика оценки поглощающей способности российских лесов вызвала у меня, честно говоря, недоумение, когда я с ней столкнулась первый раз, в начале 2020 года. Она не отвечала ни национальным интересам, ни экологическим, а основывалась на каких-то непонятно кем продиктованных задачах. Сейчас коллеги продвинулись в вопросе её пересмотра. Правда, это потребует согласований на международном уровне, но к этому снаряду нужно было подойти.
Ещё нужно активно отстаивать наши интересы на международной арене в рамках климатической повестки. Этому тоже нужно уделять большое внимание, переговорщики у нас должны быть «зубастые», ориентированные на интересы нашей страны.
О защите ООПТ
– Считаете ли вы, что границы ООПТ должны быть неприкасаемыми? Если нет – почему?
– Уникальные природные комплексы нуждаются в защите. Но на практике мы столкнулись с огромной проблемой: в границы многих ООПТ были включены населенные пункты. Люди, которые исторически живут на этих территориях, не могут что-то построить, вести элементарное садоводство и огородничество, здесь жёстко ограничена хозяйственная деятельность.
Я считаю, что нам нужно учитывать интересы людей, которые проживают на территориях заповедников и парков. И если населённый пункт возник раньше, чем решение о создании ООПТ, конечно, мнение людей нужно учитывать, где они хотят жить – остаться в составе жёсткого режима особо охраняемой природной территории, либо жить в населённом пункте со всеми вытекающими из этого правовыми возможностями, которые зафиксированы в земельном законодательстве.
Первый шаг для улучшения жизни людей сделан – были приняты поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях», которые установили особенности правового режима земельных участков, расположенных в границах населённых пунктов в ООПТ. Закон снимает ограничения, но применительно к населённым пунктам с внесенными в ЕГРН сведениями о границах таких населённых пунктов. Это требование как раз необходимо, чтобы предотвратить незаконное вовлечение в оборот земельных участков в границах ООПТ.
Оставить комментарий