На пороге новой «лесной реальности»: «железнодорожный оптимизм» сменяет деловое критическое мышление

03.Мар.2021

Увеличение объёмов погрузки связано с восстановлением спроса и тёплой зимой

То вниз, то вверх…

Очередную аналитическую публикацию предложило читателям информационное агентство «РЖД-Партнёр.ру». 2020-й год для железнодорожников, осуществляющих перевозки лесных грузов, был далеко не самым результативным: на сети железных дорог было погружено 40,7 млн тонн лесных грузов (это на 3,1% меньше уровня 2019 года). Сокращение перевозок, ориентированных на экспорт, произошло более значительно: на вывоз из России было ориентировано лишь 20 млн тонн (меньше показателя 2019 года на 11,6%). Произошедшее уже в январе 2021 года даёт повод для некоторого оптимизма: рост погрузки против прошлогоднего уровня составил 9,4% и достиг 3,4 млн тонн.

Аналитики полагают, что «в прошлом году тенденция на рынке железнодорожных перевозок леса повторила картину прошлых лет». В чём это проявилось? Первое, на что обращают внимание участники рынка перевозок, – это влияние тёплой зимы на протяжении последних пяти лет. Дело в том, что в нынешнем сезоне зима – довольно-таки холодная, из-за чего «появилась возможность заехать в делянки, доступ к которым ранее отсутствовал». На многих делянках «возможна только зимняя заготовка при замёрзшем грунте и, соответственно, есть возможность организовать вывоз».

Другим фактором видится пандемия, из-за которой были временно закрыты границы с КНР, а торговая активность заметно снизилась. При нехватке железнодорожных контейнеров для перевозки леса экспортёры вынуждены были переориентироваться на отправку грузов морским транспортом.

Постепенное увеличение спроса, отмечаемое в 2021 году, «послужило своеобразным драйвером для рынка. Его участники также не исключают повышение уровня активности с правительственными мерами по декриминализации лесного комплекса».

В анализируемой публикации приводится напоминание о проведённом 29 сентября 2020 года совещании, проведённом Президентом РФ, где рассматривались вопросы декриминализации и развития лесного комплекса. Если даже не пересказывать суть основных положений, а остановиться только на комментариях, то уместным представляется указать на оценку новшеств. Далеко не все участники рынка восприняли нововведения с оптимизмом и радостью. Поэтому цитируемое в материале высказывание может быть расценено как весьма настороженное мнение некоего представителя лесной компании: «Новаций много, и не все из них сообществом оцениваются позитивно. Готовятся проекты актов, в соответствии с которыми лесная отрасль будет регулироваться всё больше и больше. Но не все эффекты, которые предполагается получить с введением этих мер, реализуемы или вообще воплощаемы в жизнь».

 Не всё так просто…

Оптимистичное начало 2021 года не исключает сохранения существовавших ранее проблем. Остаются «ограничения пропускной способности сети, в том числе на Восточном полигоне», наблюдаются «активизаця контейнерных перевозок, нехватка локомотивов, действие карантинных мер со стороны Китая» (о новых мерах корпорации «Китайские железные дороги» достаточно хорошо известно).

Информагентство «РЖД-Партнёр.ру» привело весьма сдержанное, если не сказать: критическое, мнение о предстоящем с 2022 года запрете на вывоз кругляка хвойных и ценных лиственных пород. Неназванный собеседник агентства высказался так: «Этот проект якобы для поддержки нашей мебельной промышленности, но, по сути, такие меры не означают стимулирования внутреннего производства, поскольку речь идёт о достаточно больших инвестициях. В России крупных инвесторов, которые могли бы вложить сотни миллионов евро в строительство целлюлозно-бумажных комбинатов, не так много. И нет свидетельств о том, что пойдут инвестиции в лесную отрасль, она живёт в условиях недофинансированности. Внутренний спрос на древесину без экспорта намного меньше».

Этот же эксперт отметил достаточно большую концентрацию производств, использующих балансовую (пригодную только для выпуска целлюлозы и бумаги) древесину и расположенных в Финляндии и Швеции. Что же касается России… «Это означает, что с учётом меньшей мощности перерабатывающих мощностей в РФ в принципе леса будет изготавливаться меньше и переработка тем самым не вырастет».

С учётом «высокого сезона и появления достаточного количества древесины» общим трендом для компаний в России может стать «формирование своих зимних складов и подготовка к летнему снижению потока древесины, особенно традиционных хвойных пород». Сложность же заключается в необходимости достаточно быстро, в течение двух недель, доставить древесину на перерабатывающие предприятия, иначе (в связи с появлением жучков-вредителей) впору ожидать снижения качества этой самой древесины. Лето является сезоном для перевозок пиловочного сырья, заготовки хвойного ассортимента в это время года не столь значительны.

 Чего ждать впереди?

Автор материала информагентства «РЖД-Партнёр.ру» прогнозирует, что в текущем году «определённая ставка делается на рост контейнерных перевозок на сети». Даже при том, что количество перевезённого таким способом леса в 2020 году оказалось выше уровня 2019 года, а по итогам января 2021 года отмечено незначительное снижение.

Вторым значимым фактором воспринимается переход к практической реализации Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года. Если действительно будет осуществлён переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства, то вероятно ожидать и оживления процессов в сфере транспорта, связанного с перевозками лесных грузов. Повод для оптимизма появляется и в связи с «восстановлением спроса после ковидных ограничений».

Александр Огневский, председатель Союза заготовителей, переработчиков и экспортёров леса Приморского края «ПРОМЭКСЛЕС»:

— Не совсем понятна логика многих чиновничьих решений. По их представлению, если запретить вывоз леса-кругляка, то моментально начнётся «глубокая переработка». Естественно, «лесными» предприятиями за счёт самих «лесных» предприятий. Но всё это в теории. В расчёт не берётся закредитованность всего российского бизнеса, усиление фискализации со стороны контрольно-надзорных органов и те потери, которые уже понесли предприниматели в связи с пандемией и перекрытием границ. У «лесных» предприятий просто не существует запаса времени и финансов, чтобы в течение одного года перейти к «глубокой переработке». При этом, что же вкладывается в понятие «глубокая переработка» до сих пор неизвестно – сам этот термин имеет довольно «размытый контур», без конкретных цифровых параметров.

 А параллельно этому всему идёт установка на создание госкорпорации, которая займётся экспортом леса. Какого леса? «Круглого», который вывозить нельзя, или обработанного, которого могут продать и сами представители лесоперерабатывающих компаний? В это же самое время в Приморье, например, у лесопереработчиков просто скоро не останется сырья: лесоустроительные документы отменяются один за одним, да и конкурсов на аренду лесных участков в ближайшие месяцы не предвидится. Что будем «глубоко перерабатывать»?

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)