Не такой уж он простой, контейнерный простой…

24.Авг.2022

Заторы в портах – явление не новое, но по-прежнему тревожное

Обзор ситуации, складывающейся в дальневосточных портах, и экспертных оценок данного положения предложили читателям и интернет-пользователям «Ведомости». Если не растекаться, следуя правилу древнего сказителя, «мысию по древу», то обстановку возможно описать далеко не в радужных тонах.

Речь идёт о скоплении судов, увеличении нагрузки на и без того перегруженные терминалы. Прогнозировать что-то обнадёживающее аналитики не решаются, поскольку тенденция прорисовывается достаточно явно. Увеличение грузопотока вполне вероятно может привести к образованию «пробок». И это – едва ли с этим поспоришь! – усилит риск ухудшить снабжение таких территорий, как Магаданская область и Чукотский автономный округ, осуществляемое в рамках «северного завоза». (При этом стоит помнить, что от подобной системы во многом зависят и другие регионы – та же Республика Саха (Якутия), её арктические районы, да и Камчатский край).

С одной стороны, увеличение грузопотока даёт надежду на то, что коронавирусные ограничения остаются позади. Но есть и другие реалии: резкое перенаправление потока именно на восток при узости возможностей транспортной инфраструктуры, даже, наверное, неготовность ни железнодорожного транспорта, ни морского, ни портовой инфраструктуры – всё это проявляется в значительной мере уже сегодня. А что же будет завтра? Переориентация «экспортных потоков на восток, в том числе, генеральных грузов прямых железнодорожных сервисов из Китая в РФ на мультимодальные через российские порты Дальнего Востока» реально уже стала «глобальной». Трудности, с которыми сталкиваются стивидоры и морской транспорт, – тоже очевидны. И те, и другие с большим трудом покрывают спрос грузоотправителей. Получается, что в портах Приморского края сосредоточилось большое количество контейнеров, и вопрос об их вывозе с каждым днём становится всё острее.

В принципе, ситуация с переполненностью терминалов как таковой – не нова. Неполный год назад (точнее: в конце сентября 2021 года) о такой проблеме писал «Коммерсантъ», указывая на «беспрецедентный приток контейнеров из Китая на фоне удорожания перевозок из страны в Европу через Суэц при относительно стабильной цене транзита через Россию». Прошлогодняя картина была такой, что суда не могли зайти в порты по две-три недели, и наиболее печально дела обстояли у небольших портов. Едва ли улучшение случилось и ближе к концу прошлого года: по определению «Российской газеты», положение вообще было сродни «транспортному коллапсу». Скопление судов, отмечавшееся и в ноябре 2021 года, тогда расценивалось как «наглядное подтверждение» интеграции России в мировую транспортную систему. На тот момент грузов было столько, что «портовая и железнодорожная инфраструктура макрорегиона практически захлебнулась в попытках с ними справиться». И, понятное дело, особую тревогу вызывал «северный завоз».

Т.е., вне зависимости от первопричин (низкие тарифы или экономические санкции), проблема простоев остаётся трудноразрешимой. Как выйдет из этого испытания бизнес?.. Вопрос – куда более сложный, чем хотелось бы…

Фото: oborot.ru.


Оставить комментарий


Комментарии(0)