Новое в «старом» ОСАГО

04.Июл.2020

Новые справочники и методички, в идеале, должны сделать систему страховых выплат более понятной и «прозрачной»

 Вопрос выплаты за ДТП остаётся актуальным и для всей России, и для Дальнего Востока, особенно. Ведь многие представители страховых компаний не упускают случая навесить на дальневосточников ярлык «неблагополучных» водителей – мол, слишком много страховых выплат по ДТП в этом регионе. Да и активность автоюристов, которые высуживают деньги со страховых компаний из-за заниженного, по мнению автолюбителей, возмещения ущерба, чрезвычайно высока именно в ДВФО.

Однако, сегодня хотелось бы коснуться мер, которые могут эту ситуацию исправить: разработки новой Единой методики определения ущерба при ДТП. В настоящее время документ для обсуждения был опубликован на профильном сайте. Разработчиком документа стал Центробанк России (Банк России). В нём предлагается внести несколько изменений. К примеру, повреждения авто предлагается фиксировать на фото в обязательном порядке, а также реестр стоимости деталей пересматривать каждые три месяца.

За комментарием мы обратились к Председателю НП «Лига финансовых институтов», независимому эксперту, уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы НПА Минюста  РФ Александру Ивашкину (Владивосток).

— Александр Владимирович, удалось ли Вам ознакомиться с документом? Благодаря нововведениям удастся ли сократить количество мошенничеств в этой сфере? К чему приведет принятие данного документа?

— Тема непредвзятой и верной оценки определения ущерба при ДТП остается до сих пор острой как для владельцев ОСАГО, так и для страховых компаний и регулятора ЦБ.   Поэтому в проекте новой «Методики» на 87 страницах дана четкая и подробная регламентация порядка:

  • установления наличия и характера повреждений транспортного средства, в отношении которого определяются расходы на восстановительный ремонт;
  • исследования обстоятельств ДТП и установления причин возникновения повреждений транспортного средства;
  • расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;
  • расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов);
  • расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;
  • определения стоимости транспортного средства до повреждения;
  • формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов).

Кроме того, в обновлённой методике появился дополнительный раздел, посвященный установлению порядка определения величины утраты товарной стоимости в результате повреждения и последующего ремонта транспортного средства. При этом будут определены коэффициенты утраты товарной стоимости – как для легковых автомобилей и грузовых автомобилей на базе легковых, так и для грузовиков и автобусов. В частности, согласно проекта      , утраченная товарная стоимость (УТС) рассчитывается для транспортных средств, находящихся как в повреждённом, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения). Величина утраты товарной стоимости зависит от вида, характера и объёма повреждений и ремонтных воздействий по их устранению. Приводятся — формула расчета величины УТС при повреждении транспортного средства, а также перечень случаев, в которых УТС не рассчитывается.

Интересен сам по себе факт, что по новой «Методике» планируется также ввести процедуру идентификации транспортного средства, предшествующую первичному установлению наличия и характера повреждений.

И теперь о самом главном. В свое время Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Татарстан выдало Российскому союзу автостраховщиков (РСА) предписание, в котором обвинило союз в использовании доминирующего положения на рынке ОСАГО и занижении цен в справочниках запчастей и нормо-часов, применяемых для расчета выплат. УФАС также указало, что в справочниках реальные рыночные цены на запчасти занижены в среднем на 30%, на материалы – на 25%. В марте 2018 г. Верховный суд РФ поддержал данное предписание, обязав РСА устранить нарушение (необоснованно заниженные цены в справочниках).

Поэтому, самым интересным моментом обсуждаемой экспертным сообществом новой «Методики», который дает кардинальное отличие от ныне действующей методики, это конечно новый порядок формирования и утверждения «Справочников».

Предполагается, что «Справочники» будут формироваться отдельно для каждого субъекта Российской Федерации и актуализироваться раз в три месяца (по действующей сейчас методике – каждые 6 месяцев). Источники получения информации о стоимости запасных частей (материалов, нормо-часа), а также порядок определения финальной цены (стоимости) должны попадать в региональный «Справочник». Пожалуй, здесь следовало бы уточнить, что цены на запчасти, начиная с 2018 года уже рассчитываются по каждому субъекту РФ, а не по экономическим зонам, как это было ранее. При этом сами по себе изменения «Справочников» не смогут делать цены в справочнике выше или ниже, цены лишь будут уточняться, что приведет к небольшим корректировкам по некоторым позициям справочника. Вообще, сейчас определенных предпосылок для повышения цен и стоимости нормо-часа в справочниках, как и для их снижения, не содержится в опубликованном Банком России проекте «Методики».

Дополнительно к «Методике», отдельным Приложением вводится обязательное фотографирование и составление фототаблицы при проведении осмотра поврежденного транспортного средства, что в принципе ранее также осуществлялось, но не в требовательном порядке.

Интересными оказались т.н. «Справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств в тыс. км.») для каждого региона России, приложенные к новой «Методике» Центробанка. Так вот, для Владивостока, Арсеньева, Артема, Находки, Спасск-Дальнего и Уссурийска легковые транспортные средства физических лиц пробегают за год в среднем 16 тыс. км, а во всех остальных городах края всего лишь 12 тыс. км. Среднегодовой пробег грузовиков в Приморье — 55 тыс. км в год. Точно такие же показатели для Хабаровска, Благовещенска, Южно-Сахалинска, Биробиджана, Якутска, Нерюнгри. Что характерно для центральной части России и Западной Сибири (Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк), среднегодовые пробеги в целом выше на 20-30%-сказываются качество, состояние и количество автодорог.

А далее хотелось бы перечислить всего 5 (из 11) Приложений к «Методике», которые повлияют на качество введения ее в повседневный оборот и оценки справедливости ее воздействия не только у экспертного сообщества, но и у автовладельцев. По моему мнению это следующие приложения – «Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых автомобилей на базе легковых», «Процентное соотношение стоимости неповрежденных элементов легковых автомобилей, а также малотоннажных грузовых автомобилей на базе легковых к стоимости транспортного средства в неповрежденном виде», «Значения коэффициента Кв, учитывающего срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные части, узлы, агрегаты и детали», «Значения коэффициента КОП, учитывающего объем (степень) механических повреждений транспортного средства», «Процентное соотношение стоимости узлов, агрегатов мотоциклов, мопедов и скутеров к стоимости транспортного средства в неповрежденном виде» .

Поэтому, давая краткий анализ нововведению «Методики», в том случае, если она станет «проходной», следует отметить, что предлагаемые подходы Центробанка   направлены на повышение прозрачности формирования стоимостных справочников, и исключение неоднозначных формулировок, вызывавших ранее разногласия в экспертном и страховом сообществе. И данная «Методика» (без мотивированного суждения и воздействия РСА) позволит составить более точную экспертную оценку ущерба, а потерпевшему – получить справедливое страховое возмещение.

Следующим шагом Центробанка, на мой взгляд,  должна быть инициация (с иными органами и учреждениями) комплексного аудита деятельности РСА по сплошному  доминированию на рынке ОСАГО. Акцент оценки РСА по формированию рейтингов  регионов по  региональным судебным решениям ОСАГО и соответствующего формирования коридора тарифа ОСАГО на сегодня не выдерживает никакой критики.   В какие цивилизованные рамки входит то, что в России существуют два рейтинга регионов (РСА и Центробанка) с оценкой рисков по недобросовестным действиям на рынке ОСАГО? При этом рейтинг РСА совсем уже незаметно стал носить под собой «коррупционную» составляющую, что в принципе должно быть невозможно. Как понимать тот факт, что с 1 января 2020 года с подачи РСА стоимость полиса ОСАГО в Приморье очередной раз увеличилась на 2,8 процентов? Цена ОСАГО на июль равняется 4977 рублей, ранее эта сумма была 4840 рублей, хотя в тоже самое время в 74 субъектах России стоимость ОСАГО, наоборот, снижается. И это — раз!

И — два!  Быть может потому, что АИС (Автоматизированная информационная система) ОСАГО до сих пор не публичная, а сам по себе факт принадлежности ее к РСА не позволяет Центробанку планировать использование системы для расчета тарифов. В Приморье, быть может, именно поэтому растут год от года тарифы ОСАГО, потому как нельзя анализировать данные АИС ни экспертам, ни Центробанку? Нет допуска к АИС.   Насколько я владею информацией, члены РСА изначально не заинтересованы в чрезмерной «прозрачности» своего бизнеса. Разве не так? Но работать на самом огромном рынке ДВФО по ОСАГО члены РСА продолжают желать.

Владивосток

3 июля 2020 года

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)