«Перегруз» проблем: взлёт может быть запрещён

10.Май.2021

Малая авиация Дальнего Востока столкнулась с большими трудностями

Новые требования по безопасности, которые распространяются и на малые аэропорты тоже, чреваты «колоссальными издержками», и этот фактор побудил региональные компании предупредить «о риске закрытия малых аэропортов». Информацию на эту тему опубликовал РБК.

Не только малые аэропорты могут оказаться, образно говоря, на замке. Могут быть сокращены и рейсы. И связывается такая ситуация с «отсутствием денег на модернизацию площадок из-за новых требований». Речь идёт о суммах в пределах 28,6–100 млрд руб.

Вся надежда – на премьера?

Об этом известили председателя Правительства РФ Михаила Мишустина региональные авиаперевозчики, которые работают в Приволжском, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах. По мнению транспортников, имеется риск «значительного сокращения географии полётов на местных рейсах – в пределах одного региона». Письмо руководителей семи компаний было отправлено ещё в марте т.г. Некоторые из перевозчиков уведомили о подобных перспективах и руководство регионов. Из упомянутых транспортных предприятий четыре, как отметил РБК, «входят в топ-35 крупнейших авиаперевозчиков России по числу перевезённых пассажиров». Это (приводятся данные по итогам I квартала 2021 года) «Сибирская лёгкая авиация» («СиЛА»: 15,4 тыс. пассажиров), «Полярные авиалинии» (Республика Саха (Якутия): 15,3 тыс. пассажиров) и «Хабаровские авиалинии» (данных о количестве перевезённых пассажиров нет). Они в рейтинге перевозчиков заняли, соответственно, с 29 по 31 места. На 34-м в этом списке оказалось «Камчатское авиационное предприятие», на счету которого в этот же период было 7,1 тыс. перевезённых пассажиров. О них РБК заметил, что «эти компании выполняют полёты по местным или межрегиональным субсидируемым маршрутам, в том числе на самолётах вместимостью до 19 человек на посадочные площадки в труднодоступных местностях».

Сложности вызывают условия, которые создаются для этих авиапредприятий требованиями постановления Правительства РФ №1603 от 5 октября 2020 года. Поскольку ужесточаются «меры транспортной безопасности, предъявляемые к объектам наземной инфраструктуры, включая посадочные площадки, операторами которых преимущественно выступают сами перевозчики или муниципальные предприятия», возникает вполне реальный «риск сокращения полётов».

РБК, оперируя данными реестра Росавиации (их предоставила пресс-служба Минтранса РФ) на март т.г., указывает, что в стране имелось свыше 2,2 тыс. посадочных площадок. В зависимости от состояния дел в каждом из аэропортов работы по их дооборудованию могут обойтись в суммы от 28,6 млрд до 110 млрд рублей. Конкретные суммы определяются исходя из оценок затрат, приведённых как авиаперевозчиками, так и местными властями в регионах. О роли малой авиации можно судить по тому, что в минувшем году в пределах одного субъекта РФ (т.е. на местных рейсах) было перевезено 1,8 млн пассажиров (это «3% от общего пассажиропотока на внутрироссийских авиалиниях»).

Минтранс обозначил предстоящую корректировку постановления, что, как предполагается, послужит снижению затрат операторов малых аэропортов. Так, говорят о «ранжировании» аэродромов, вертодромов и посадочных площадок «в зависимости от их характеристик и объёмов обслуживания воздушных судов», и такая работа должна быть завершена до октября. (Складывается впечатление, что подготовка столь ответственного документа велась спустя рукава, из-за чего все объекты были, как говорится, подстрижены под одну гребёнку. Удручающий непрофессионализм!)

Готовьте денежки…

Что касается конкретных сумм затрат, связанных с модернизацией посадочных площадок, то они во многом определяются транспортной доступностью территории. К примеру, РБК сообщил об обращении руководителя Нарьян-Марского объёдинённого авиаотряда Валерия Остапчука в правительство Ненецкого автономного округа. В документе назывался «разброс» стоимости в пределах от 13 млн до 50 млн рублей.

Сходные работы в Республике Бурятия (там находится 15 государственных малых аэродромов, на которые распространяются новые требования), по сведениям начальника отдела воздушного, водного транспорта и связи республиканского министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бато Дашиянжибона, могут потребовать вложений в пределах от 225 млн – 375 млн рублей. И в регионе ещё не определились с источниками финансирования этой «эпопеи».

Региональные авиакомпании Забайкалья примерно оценили общую сумму затрат на модернизацию 27 объектов в 400 с лишним млн рублей.

Если проводить дооборудование «одной посадочной площадки на Камчатке с хорошей транспортной доступностью» (такой пример привёл РБК генеральный директор «Камчатского авиационного предприятия» Алексей Храбров), то может потребоваться в пределах 20–25 млн рублей. А вот если речь вести о труднодоступных местах (на севере края, к примеру), то там суммы затрат могут быть больше в полтора-два раза. Всего же на полуострове (по состоянию на конец 2018 года, по оценке Росавиации) насчитывается 21 малый аэропорт.

В Республике Саха (Якутия) работы по дооснащению 99 самолётных площадок могут потребовать порядка 1,3 млрд рублей. На это указал в письме заместитель председателя правительства региона, направляя документ в Минвостокразвития.

Из целого ряда субъектов РФ сведения о возможных затратах РБК на момент подготовки публикации не получил.

По-своему показательным видится мнение генерального директора дальневосточной авиакомпании «Аврора» Константина Сухоребрика, поделившегося суждением с РБК (перевозчик обслуживает линии внутри Приморья и Сахалина). Руководитель авиапредприятия «пока не встречал на территории России посадочных площадок, удовлетворяющих новым требованиям». Интересная ситуация, не правда ли?

«Чем дорожу, чем рискую на свете я?..»

Вопрос из песни к кинофильму «Земля Санникова» очень точно определяет суть сложившейся проблемы, как её видят и авиакомпании, и чиновники.

В самом деле, «колоссальные издержки», которые повлечёт за собой повсеместная модернизация посадочных площадок, вполне может привести к «прекращению эксплуатации действующих малых аэропортов», к «отказу от планов по введению новых площадок и «значительного» сокращения географии полётов». Среди тех перевозчиков, кто может в значительной степени «скукожиться», очень вероятно увидеть забайкальскую компанию «Аэросервис». Понять логику довольно легко: чтобы возместить затраты на модернизацию, их придётся включить в стоимость тарифов, выставляемых оператором посадочной площадки авиакомпаниям. На это обратили внимание в руководстве «Камчатского авиапредприятия». Неизбежный при таком раскладе рост стоимости авиабилетов «противоречит позиции федеральных и региональных властей по увеличению доступности услуг авиатранспорта».

Что интересно, так это позиция Росавиации. Руководитель ведомства Александр Нерадько ещё в марте т.г. оценивал перспективы применительно к посадочным площадкам и вертодромам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Для таких объектов некоторые положения постановления носят «заведомо невыполнимый или трудновыполнимый характер». Звучавшая на расширенном заседании коллегии ведомства мысль просто уничижительна: ведь «реализация документа потребует «значительных» финансовых затрат или просто невозможна в условиях кризиса в отрасли». (Неужели выполнить всё, здесь и сейчас – настолько необходимо, и именно в данный момент, что можно этой отраслью пожертвовать, как и социальным её значением?)

Самое показательное – это понимание сути преобразований и достаточно реальных перспектив чиновниками Минвостокразвития (напомним: министерство курирует единую дальневосточную авиакомпанию, создаваемую на базе перевозчика «Аврора»). Если всё будет идти так, как идёт сейчас, то впору ожидать и «ухудшения транспортной доступности удалённых населённых пунктов», и «закрытия отдельных посадочных площадок». (При этом ещё не в полном объёме раскрыт социальный аспект темы: как почувствует себя населения этих самых «удалённых населённых пунктов» – окружённым заботой и вниманием горячо любимого государства или же с точностью до наоборот).

РБК, очевидно, следуя канонам «жанра happy end», завершило свой обзор проблемы весьма показательным абзацем: «Минвостокразвития работает вместе с Минтрансом по отмене требования к посадочным площадкам в части необходимости проведения предполётного досмотра пассажиров, багажа, груза сотрудниками служб авиационной и транспортной безопасности там, где эти службы отсутствуют… Эти обязанности могут быть возложены на членов экипажа воздушных судов (вертолётов). Ведомства также предлагают отменить требования по установке систем ограждений, систем видеонаблюдения и круглосуточной охране силами специализированной службы по периметру территории для посадочных площадок, находящихся в труднодоступных населённых пунктах».

…Неужели фобии, поселившись в головах некоторых (возможно, московских) чиновников настолько велики, что террористы, диверсанты и просто маньяки им мерещатся везде и всюду?!


Оставить комментарий


Комментарии(0)