«Победа» терпит поражение?

12.Фев.2021

Авиакомпания, похоже, остаётся «за бортом» из-за государственных нововведений

Новое правило: обойдёмся без конкурентов

Выделение государством дополнительных 5 млрд рублей для субсидирования полётов из Дальневосточного федерального округа для любых категорий граждан может привести к уходу с рынка авиаперевозок известного лоукостера. Об этом сообщили «Известия».

Причина прекращения полётов авиакомпании «Победа» (она входит в группу «Аэрофлот») видится в установлении новых правил государством, заключающихся в возможности предоставления субсидий только одному перевозчику. На направлении Москва – Улан-Удэ таковым остаётся компания S7 Airlines.

Поскольку уже прекращена продажа авиабилетов в Бурятию на даты с конца марта и далее, то такая ситуация побудила экспертов к предположению о «риске дефицита провозных ёмкостей на маршруте и снижении доступности авиаперевозок в Бурятию для жителей других регионов».

Летать и платить – по-новому

Ещё в конце января т.г. были опубликованы правила распределения субсидий, которые выделены авиакомпаниям для перевозки дальневосточников (ранее льготы предоставлялись только отдельным категориям граждан). Субсидирование предполагает, что «пассажир оплачивает до половины стоимости авиабилета, а остальную часть авиакомпании компенсирует государство».

Правда, есть некоторые нюансы, и их отметили «Известия». Так, получателем субсидий (для всех утверждённых маршрутов на Дальний Восток из Москвы и Санкт-Петербурга, а их насчитывается 21) «мог стать только один авиаперевозчик, имеющий во флоте наибольшее число Superjet 100 и планирующий обеспечить наибольшее количество прямых рейсов на маршруте. По состоянию на 4 апреля Минтрансом России распределены 5 млрд рублей только по 12 маршрутам между шестью перевозчиками. Львиная доля (почти 70%) досталась «Аэрофлоту», а остальным компаниям – это «Уральские авиалинии», «Алроса», S7, «Якутия» и Utair – достались суммы в пределах от 70 до 900 млн рублей каждой.

Поскольку субсидии выделяются только одной компании изо всех, кто работает на маршруте, остальным оказывается невыгодно осуществлять перевозки. То, с чем и столкнулись в «Победе». Что, как можно понять, и предопределило её уход с данного направления.

Позиция ФАС такова…

«Известия» изложили позицию Федеральной антимонопольной службы, состоящую в том, что на авиакомпании не возлагаются обязательства по выполнению рейсов на конкретных направлениях перевозок. Законодательство предполагает, что формирование расписания производится перевозчиками «на основании анализа спроса на воздушные перевозки, информации о возможности объектов инфраструктуры аэропорта». ФАС готова отреагировать, если будут выявляться факты нарушений антимонопольного законодательства.

Против чего выступила «Победа»?

Представитель авиакомпании-лоукостера участвовал в совещании рабочей группы при Госсовете, состоявшемся в первых числах февраля. И обозначил позицию перевозчика таким образом, что «Победа» не согласна с правилом одного перевозчика на маршруте при распределении 5 млрд рублей, выделяемых на субсидирование перевозок из Дальневосточного федерального округа в соответствии с постановлением Правительства РФ №215. Источник «Известий», на который сослалось издание, огласил, что принятие такого правила побудит компанию «Победа» «уйти из Улан-Удэ». В самой же этой компании комментировать данную мысль не стали, как и не конкретизировали мотивы недовольства правилами распределения субсидий. Примечательно, что «перевозчик с самого начала своей деятельности сторонился субсидий. Для их получения нужно целое подразделение сотрудников и огромный архив бумажной документации…» А если компания обзаведётся всем этим, то данное обстоятельство повлияет на цены.

Причём же тут Улан-Удэ?

«Известия» раскрыли и этот «секрет»: оказывается, что с 2017 года (тогда компания «Победа» начала выполнять рейсы с столицу Республики Бурятия) этот город оказался единственным на Дальнем Востоке, куда летают её самолёты. Маршрут до Улан-Удэ считается в авиакомпании «одним из наименее доходных», и выполнение авиаперевозок продиктовано скорее чувством социальной ответственности, чем погоней за выручкой.

Помимо «Победы» рейсы, связывающие главный город Бурятии с внешним миром, выполняет и авиакомпания S7 Airlines, которая и ранее получала субсидии, распространявшиеся прежде на льготников. В прежние годы ««Победа» навязывала конкуренцию S7, потому что для лоукостера пассажиры льготных категорий не являются основными потребителями» (к льготникам относились молодые люди в возрасте до 23 лет и лица пенсионного возраста). С увеличением объёма финансирования практика распределения субсидий распространена на все категории пассажиров, поскольку обеспечивать возможность их перевозки взвалило на себя государство.

Намерения-то – благие…

При всех видимых преимуществах применения нового правила возникают и тревожащие душу сомнения. И связаны они с тем, что уход с рынка авиаперевозок между Москвой и Бурятией компании «Победа» может осложнить доступность таких рейсов в пик сезона, да и привести к удорожанию стоимости билетов в Улан-Удэ для жителей других регионов. Доступность перелётов в столицу Бурятии – тоже под вопросом. Об этом «Известиям» заявил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Этот эксперт издания отметил, что вытеснение «самостоятельного игрока с рынка» не может не отразиться на рынке перевозок вообще. В такой ситуации перевозчики будут вынуждены не думать о сокращении издержек (что было бы логично в условиях рыночной экономики), а заниматься поиском новых субсидий.


Оставить комментарий


Комментарии(0)