Половину госконтрактов в регионах получают единственные участники торгов
После признания торгов несостоявшимися в них побеждает единственный поставщик. Этот сегмент рынка госзакупок эксперты ЦСР оценили в 1,8 трлн рублей
В 2016 году примерно 8,8 тысяч хозяйствующих субъектов законтрактовали более 4,4 трлн рублей. Примерно 2,98% от всех работавших в госзаказе поставщиков привлекли 80% стоимости всех контрактов. Это характеризует рынок госзаказа как сильно централизованный с устойчивыми цепочками поставок и повсеместным доминированием узкого круга крупных, системных поставщиков.
Принципиально важно то, что доминирование крупных поставщиков свойственно всем субъектам Российской Федерации. Для российского рынка госзакупок характерна централизованная модель исполнения контрактов.
Одна из основных тенденций, наблюдаемых на рынке госзакупок – обесценивание рыночных процедур отбора и их трансформация в квазиторги. Публичное состязание подменяется серыми технологиями в борьбе за долю на рынке.
Контракты, заключенные в 2016 году по итогам несостоявшихся торгов, в целом по Российской Федерации, составляют 34% от общей суммы контрактов, зарегистрированных за этот период в ЕИС. Их совокупная стоимость превысила 1,8 трлн рублей. После признания торгов несостоявшимися, в них побеждает единственный участник, что играет решающую роль в монополизации госзаказа.
Что касается субъектов Российской Федерации, то большинство регионов демонстрирует высокую распространенность практики несостоявшихся торгов. При учете всех заказчиков, работавших на территории, в 26 субъектах Российской Федерации стоимость контрактов по итогам несостоявшихся торгов превышает 50% от общей стоимости контрактов. А при учете контрактов только региональных и муниципальных заказчиков рубеж в 50% оказывается превышенным уже у 31 субъекта Российской Федерации.
Кроме того, нужно отметить неравномерное распределение по субъектам Российской Федерации показателей единственного поставщика. На территории примерно половины субъектов закупки у единственного поставщика проходят в фоновом режиме и формируют диапазон от 5,64% в Калининградской области до 20% — в Курганской.
Причем если учитывать только региональных и муниципальных заказчиков, показатели дополнительно снижаются. Для Калининградской области — до 3,2% и далее: Псковская область — 4,95%, Республика Ингушетия — 5,33%, Республика Мордовия — 6,77%, Сахалинская область — 6,98%. Однако на территории другой группы субъектов Российской Федерации прямые закупки стали чуть ли не одним из главных способов обеспечения государственных и муниципальных нужд. По тому же массиву данных: Белгородская область — 55,87%, Приморский край — 51,86%, Кабардино-Балкарская Республика — 46,15%, Амурская область — 43,94%.
Наибольшая доля таких контрактов наблюдается в Крымском федеральном округе – 36% заключенных там госконтрактов имеют единственного поставщика. В Центральном и Дальневосточном округах тоже почти треть госконтрактов (29% и 28%, соответственно) заключено с единственным поставщиком. За ними следуют Сибирский и Уральский федеральные округа – 23% и 22%. Наименьшее число госконтрактов с единственным поставщиком отслеживается в Южном, Северокавказском, Приволжском и Северо-Западном – 19%, 18%, 17%, и 17% соответственно.
С полной версией доклада «Атлас контрактной системы. Показатели конкуренции на рынке госзаказа в субъектах РФ, 2016 год» можно ознакомиться здесь: http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/09/Atlas_kontraktnoi-_sistemy.pdf
Материал предоставлен пресс-службой ЦСР.
Оставить комментарий