Пошлина на «лесной» экспорт: сомнения и ожидания

08.Июн.2021

Поможет ли новый вариант регулирования спасти леса России?

К этой проблеме в одной из недавних публикаций обратились «Известия». Издание напомнило о введении с 1 июля 2021 г. пошлины на экспорт грубо обработанной древесины. Параллельно в государственных структурах прорабатываются новые ограничения на вывоз за рубеж лесоматериалов. И та, и другая меры связаны напрямую с поручением, которое дал Президент РФ и «указал на необходимость принять меры по запрету продажи кругляка в другие страны». Если говорить о ситуации в целом, то крупный бизнес в сфере лесной промышленности с одобрением воспринимает идею установления пошлины. Правда, с оговоркой: способы определения влажности экспортируемых пиломатериалов, применяемые таможенной службой, видятся не настолько безукоризненными, чтобы им доверять безоглядно. По данным «Известий», в Российском союзе промышленников и предпринимателей усомнились в том, что «введение пошлин на сырые пиломатериалы окажет прямое влияние на снижение объёмов нелегально заготовляемой древесины». Как полагают эксперты, лесхозам целесообразно ориентироваться на рыночный подход к лесовосстановлению.

Что получим в сухом остатке?

Суть нововведения, если говорить о вводимой с 1 июля 2021 г. пошлине, состоит в том, что ею (в 10%) будет облагаться экспорт той грубо обработанной древесины, влажность которой окажется выше 22%. И такой порядок будет сохранён до конца 2021 года. Предполагается, что таким образом получится «ограничить вывоз необработанной и грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов, сдержать рост цен на неё и переориентировать «домашний» бизнес на производство продукции с высокой добавленной стоимостью». Так, постановлением Правительства РФ для хвойных пород и дуба ставка пошлины составит 10%, но не менее €13 и €15 за 1 кубометр соответственно. («Известия» напомнили о том, что до недавней поры пошлина по этим категориям не взималась). Если экспортировать предполагается бук и ясень, то размер экспортных пошлин также составит 10%, но не менее €50 за 1 кубометр. (До 1 июля сохраняется размер пошлины, соответственно, в €10 и €12 за 1 кубометр).

Также издание напомнило о заявлениях полпреда Президента РФ в ДВФО Юрия Трутнева о том, что «правительство не рассматривает отмену запрета на экспорт круглого леса, который вступит в силу в 2022 году». А также указало на то, что «Кремль опроверг и создание госкомпании по экспорту необработанной древесины».

Чем примечательно то внимание, которое уделяется влажности древесины? Практически всем понятно, что от неё зависит долговечность изделий, какими бы они ни были. Замысел вводимой градации вполне очевиден: следуя такому критерию, возможно «отделить слабо обработанную древесину от обработанной в сушильной камере, рыночная стоимость которой выше в несколько раз». Экспорт брёвен куда менее экономически выгоден, нежели вывоз глубоко переработанного на своей территории пиловочника. Едва ли поспоришь с тем, что «производство качественных пиломатериалов подстёгивает развитие строгальных, плитных и биотопливных производств».

Как прокомментировал введение пошлины директор Рослесинфорга Павел Чащин, оно является одним из шагов «на пути к коренному изменению развития всего лесного хозяйства, на что нацелена принятая в этом году Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года». Главной задачей новации видится в соблюдении баланса интересов лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства. Именно этим эксперт «Известий» объясняет необходимость стимулирования глубокой переработки внутри страны, перехода «от экспортно ориентированной модели лесного сырья к модели создания продуктов с высокой добавленной стоимостью».

Что же будет на выходе? По расчётам разработчиков документа, вводящего новые порядки, ожидается двукратное увеличение вклада лесного сектора в ВВП России, увеличение объёмов производства пиломатериалов на 55%, древесно-стружечных плит – на 30%, фанеры — на 40%, бумаги и картона – на 30%, деревянных домокомплектов – на 60%.

Только вот насколько незначительными факторами для перестройки малого бизнеса в лесной отрасли окажутся такие, как наличие времени и государственной поддержки? Этот вопрос призвана решить запущенная с января этого года по поручению Президента России программа льготных кредитов на модернизацию производств по переработке древесины. Решит ли?

«Известия» привели взгляд на повышение пошлин, который обозначил и директор Воронежского государственного заповедника Анатолий Тарасов, назвав такую меру «обоснованным решением» в части реализации государственной политики в сфере лесных отношений. По его же словам, такое действие возможно рассматривать также как «подготовительный этап на пути к запрету с января следующего года экспорта непереработанной древесины». Анатолий Тарасов исходит из того, что «новая мера позволит создать технологичное производство пиломатериалов, способных конкурировать на международных рынках, сформирует новые рабочие места с достойной оплатой труда и увеличит и обеспечит поступления в бюджеты всех уровней».

В публикации также говорится о поддержке новой пошлины со стороны крупных представителей лесопромышленного бизнеса. В самом-то деле: до сей поры и двухкантный брус, и профилированный брус «одинаково беспошлинно покидали Россию». А что будет в скором будущем? Да то, что «с введением новой пошлины перечень технологических процессов, а значит и добавленной стоимости внутри страны увеличится именно за счёт необходимости сушки пиломатериалов». Так обозначил свой подход директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Архангельский ЦБК» Николай Кротов, характеризуя новацию как «однозначный плюс для отрасли». Он, правда, добавил весьма показательную деталь: «…европейскими странами мы практически не торговали пиломатериалами естественной влажности. Да и азиатские рынки сильно отличаются по потребляемой продукции. Основной потребитель пиломатериалов влажностью свыше 22% – Китай, ещё можно отметить определённую ориентированность на сырую доску стран Средней Азии».

Особенно важным для занимающихся производством пиломатериалов лесопромышленных компаний (на это тоже обратил внимание Николай Кротов) именно то обстоятельств, что «из всех попыток влияния на цену пиломатериалов внутри страны в качестве первоочередной была выбрана именно эта – введение таможенных пошлин на пиломатериалы естественной влажности». Такая продукция лесопиления была наиболее востребована на потребительском рынке внутри страны, она же «определяла розничную цену в экономсегменте частного домостроения». Этот эксперт «Известий» выразил надежду на то, что в дальнейшем будет приостановлена практика введения дальнейших фискальных мер в отношении экспорта продукции лесопиления.

В комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу изданию дали понять, что государство путём введения новой пошлины дало понять лесопромышленникам: сырьевой экспорт пора сворачивать – пора переходить к развитию переработки внутри страны.

Что же касается полугодичного срока действия нового порядка, то этого срока, очевидно, государство считает достаточно для модернизации производства, которое необходимо осуществить без прекращения работы. Хотя не исключается начисто и другой вариант, при котором «вероятно повышение ставки пошлины с начала 2022 года, если объёмы экспорта брёвен с минимальной обработкой не начнут сокращаться».

Важным представляется сугубо практическое замечание, связанное с тем, как таможенные органы определяют влажность экспортируемых пиломатериалов. В самом-то деле: «ведь даже у предприятий, которые выпускают 100% продукции в сухом виде, могут возникать ситуации, когда верхний или нижний ряд пиломатериалов в пакете подмочен при хранении на открытом воздухе и влажность отдельных пиломатериалов в процессе контроля превысит 22%». Таким соображением с «Известиями» поделился генеральный директор ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрий Крылов.

А нелегалам – всё равно: пошлина не поможет декриминализации

В комиссии РСПП по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу также отметили весьма важное обстоятельство. А именно то, что «введение пошлин на сырые пиломатериалы не окажет прямого влияния на повышение или снижение объёмов нелегально заготовляемой древесины». Как можно понять такое наблюдение, на декларируемую декриминализацию данный фактор никак не повлияет. Зато эта мера призвана стимулировать развитие «глубокой переработки древесины в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (пошлины должны сделать невыгодным экспорт бруса, лафета и сырой доски)».

Как отметил директор Лесного попечительского совета России Николай Шматков, «данная инициатива призвана компенсировать недостаток сырья по приемлемым ценам для производителей продукции из древесины с более высокой добавленной стоимостью – бумаги, сухих пиломатериалов, погонажа, мебели. Конечно, в краткосрочной перспективе инициатива будет успешна – она позволит сдержать рост цен на сырье (сейчас экспорт крайне выгоден) для отечественных производителей, позволит им сохранить доходы».

При всей позитивности применяемая мера никак не отражается на решении исходной причины «дефицита леса в самой лесной стране мира». Такая проблема порождена недостаточно эффективным возобновлением хозяйственно ценных пород (к их числу относятся ель, сосна, дуб и ясень) вблизи перерабатывающих предприятий и вблизи дорог. Как результат, участки, где вырубается лес или происходят пожары, «зарастают малоценными для лесной промышленности породами – порослевой, кривоствольной берёзой и осиной».

Те официальные данные, которыми оперируют «Известия», позволяют заключить, что 50–57% деревьев гибнет в первые пять лет после посадки из-за нарушений технологии, некачественного посадочного материала и отсутствия ухода. В последующие 5–15 лет гибнет примерно 90% посаженных лесных культур, что обусловлено нерезультативныи уходом.

Показательно мнение председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елены Шаройкиной: «Нам не хватает ресурсов для обеспечения работы в полную мощность. В то же время и нелегально заготовленная древесина идёт на переработку и, в любом случае, обеспечивает промышленность сырьём, а наш бюджет – налогами». Специалисты, как отражено в публикации, считают, что необходимо экономически стимулировать лесную промышленность и арендаторов внедрять интенсивную модель лесопользования и лесовосстановления. С этой целью «требуется брать арендную плату не с объёма вырубленного леса, а с арендной площади». Такой подход видится гораздо более выгодным для компаний, ибо выращенный дополнительно лес пойдёт им в прибыль и не приведёт к увеличению сумм арендной платы.

Соображениями по поводу того, каким образом может проявиться экономический эффект от пошлины и от развития лесопильных производств, поделился с «Известиями» завотделом экономики лесного хозяйства Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) Василий Корякин. Причём он не стал заглядывать в далёкое будущее, а сделал прогноз на ближайшие три года: «Данная мера приведёт к созданию в регионах новых рабочих мест в деревообработке, а следовательно, к увеличению доходов местного населения, участие которого в нелегальных вырубках всё же снизится. Отечественный бизнес для сохранения доходов от экспорта будет просто вынужден инвестировать в более глубокую переработку древесины».

Как бы ни было, практика была и остаётся критерием истины. И, видимо, по результатам применения новых пошлин можно будет судить, насколько целесообразно будет их внедрение.

Александр Огневский,   председатель Союза заготовителей, переработчиков и экспортёров леса Приморского края «ПРОМЭКСЛЕС»: 

— Вообще, просто удивительно, что в актуальном сегодня вопросе создания экспортной госкорпорации, до сих пор нет ничего ясного и понятного. Одни чиновники говорят, что госкорпорация будет, другие, что она не предусмотрена. Вместе с тем, сегодня уже в регионах ДВФО созданы некие «рабочие группы», которые изучают вопрос дальнейшего развития «экспортной составляющей». Так будет госкорпорация или нет?

Лично меня несколько удивляют рассуждения некоторых экспертов-теоретиков о том, что запрет кругляка мгновенно породит глубокую переработку, потому что это, по их мнению, очевидно. А по лично моему мнению очевидно, что не каждый лесозаготовитель может себе позволить разово вложить в перерабатывающее предприятие от 10 до 30 млн долларов, не привлекая кредитных средств под разумный процент и не имея обученного персонала. Смущает и рынок сбыта тех же домокомлектов. Не знаю, откуда берётся цифра о том, что продажа домокомплектов вырастет 60 процентов. Рынок дальнего Востока имеет две особенности: здесь на 35% территории страны проживает всего 8 млн человек (и то – с учётом присоединения Бурятии и Забайкалья), и здесь огромная протяженность дорог между городами и посёлками при очень слабо развитой инфраструктуре. Представьте себе, что домокоплект домокомплект создан в Дальнереченске, а его зимой нужно доставить в Пластун? Вот такая логистика затормозит любое идеальное (на бумаге) начинание. К тому же, не нужно далеко ходить: сегодня лесозаготовители судятся с государством по любому поводу: от отменённых результатов лесоустройства до отказа продлить лесную аренду. Если сегодня к этим проблемам добавить необходимость менее, чем за год создать глубокую лесопереработку, то мы получим самый настоящий коллапс. И это – поверх «ковидных» проблем.

А ещё есть проблема с фантастической ценой на доставку любой продукции в западные регионы страны. Железная дорога постоянно поднимает тарифы, а по «дальнобою» сильно бьёт «Платон». Как ни крути, возить лесную продукцию из региона в регион дороже, чем продать за границу. Если правительство, как владелец 100% акций РЖД, готово зафиксировать цены на доставку лесной продукции внутри страны хотя бы на три года, — это одно. Если РЖД и дальше будут объяснять рост тарифов подорожанием энергоносителей – то внутри страны ничего не поедет…

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)