Право на правый руль опять оказывается под вопросом?

11.Июл.2021

Рынок подержанных иномарок на Дальнем Востоке не утратил своего значения

Тема автомобильного кризиса в разрезе макрорегиона стала предметом исследования информационного агентства «ФедералПресс».

Если говорить о «серьёзном кризисе», охватившем российский автомобильный рынок, то он (хотя и с иными характеризующими чертами) присущ и Дальнему Востоку. Здесь речь идёт «о дальнейшем наступлении на правый руль», и оно наложилось «на многолетний кризис отрасли».

В публикации «ФедералПресс» предпринята попытка выяснить, сохранится ли российский рынок для таких автомобилей, а также какие трудности переживают водители в макрорегионе.

Новые правила для «старых» машин

Июль 2021 года ознаменовался введением в действие новых правил ввоза «для всех подержанных иномарок», что в российских условиях означает необходимость для автовладельцев «приезжать в испытательные лаборатории для проверки, без которой их не поставят на учёт». Т.е. таким образом будут оформляться свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Ранее проблем с регистрацией транспортных средств не было, поскольку имелась возможность удалённой подачи документов, да и не требовалось предъявлять машины к осмотру. Достаточно было «прислать снимки машины с госномерами и VIN-номером, а также с меткой геолокации». Но, как говорится, всё хорошее когда-нибудь кончается.

Новый госстандарт требует, чтобы «пользованные» иномарки были проверены в сертификационном центре. Смысл – в том, чтобы специалисты могли убедиться в комплектации и исправности автомобиля, в том, что транспортное средство «не является «утопленником», «конструктором» и так далее». Такое освидетельствование – более длительное по времени, за и более затратное. Соответственно, за всё придётся платить покупателю.

Поскольку на Дальнем Востоке «значительную часть рынка занимают подержанные «японки»», то и жители макрорегиона «благодаря» всем этим нововведениям попадают под наиболее сильный удар. Сложности на авторынке этих территорий, вызванные в своё время «колоссальным обвалом рубля» в 2014 году, усугубляют катастрофичность ситуации и приводят буквально к опустошению автомобильных торжищ. Произошедшее незначительное облегчение ситуации то и дело отправляется в нокдаун ежегодным ужесточением требований к подержанным иномаркам. «Новые сборы и процедуры» буквально не дают расслабиться. При этом, как отметило агентство «ФедералПресс», «нынешнее нововведение специалисты называют очередной атакой на правый руль».

Показателен комментарий, который дал к ситуации председатель Приморского отделения Всероссийского общества автомобилистов Роман Кузнецов:
«Заявленная цель нового стандарта – стремление к безопасности. На первый взгляд, звучит разумно. Но очевидным итогом будет очередное сокращение сегмента автомобилей с правым рулём. На этот результат сработали и предыдущие меры властей: электронный ПТС, утилизационный сбор, кнопка ГЛОНАСС, дополнительные пошлины».

Оформление – что бег с барьерами

Насколько возможно говорить о безопасности машин категории second hand – действительно непросто. Агентство «ФедералПресс» привело слова руководителя отдела по подбору техники одной из компаний Ильи Тутова, заявившего о переполненности дальневосточного рынка «битыми иномарками»:

«Подчас покупатель берёт «кота в мешке». Машина вроде бы ездит, но в каком она действительно состоянии – непонятно. Автомобиль после аварии, конечно, менее безопасен. Это и стреляные подушки безопасности, и многое другое. При попадании в новое ДТП у владельца могут возникнуть трудности».

Куда больше проблем связано с плохой отлаженностью системы поставок подержанных автомобилей из Японии. На получение машин уходит больше времени, да и средств. И далеко не факт – то, что сейчас будет проще, легче и дешевле.

В публикации приведено мнение руководителя компании Carwin.ru Дмитрия Заборы:

«Для наших клиентов ситуация почти не поменялась. А вот для нас оформление машины во Владивостоке – это теперь целое приключение. С таможенного склада нужно доставить машину до полигона испытательной лаборатории. Документов на машину, конечно же, ещё нет: ПТС выдается только на финальном этапе после испытаний. Как доставить машину? Либо эвакуатор, либо езда без документов. Эвакуаторы – дорого, и они не справятся с большими объёмами. Без документов много не наездишь, уже замечена охота на безномерные авто со стороны сотрудников ГИБДД».

При ограниченности места на таможне для хранения автомобилей и невыгодности эксплуатации автовозов всё это становится понятным. Как и то, где и как хранить машины, прошедшие испытания: на это требуется несколько дней.

По словам того же бизнесмена,

«раньше автомобиль с таможенного склада можно было сразу отогнать в транспортную компанию, это примерно 30-60 минут, а сейчас занимаешься ею несколько дней. Если у тебя 3-5 машин пришло на судне – это решаемо, а если машин несколько десятков?»

Вопрос, надо полагать, из категории риторических.

Тема «правого руля» – всё ещё актуальна

В публикации агентства «ФедералПресс» приведены данные компании, занимающейся выдачей электронных ПТС, АО «Электронный паспорт»: ежемесячно на Дальний Восток «прибывает до 10000 автомобилей», из этого числа каждодневно 200–300 штук оформляется на таможне. По сведениям Дальневосточного таможенного управления, на оформление автомобиля на таможне уходит от полутора до двух дней. И поток ввозимых машин не иссякает. Как подсчитали в ДВТУ,

«в первом полугодии 2021 года Владивостокской таможней оформлено 47438 автомобилей. Это на 7135 автомобилей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Несмотря на такой наплыв, испытательных лабораторий оказывается явно недостаточно. Агентство «ФедералПресс» получило в Росстандарте сведения о наличии всего десяти (!) таких учреждений на весь Дальний Восток – на 11 регионов. И такая ситуация показывает, насколько проблематичным делом является получение СБКТС.

Это подтвердил Роман Кузнецов:

«Раньше свидетельства о безопасности выдавались очень оперативно, специалисты оформляли их буквально пачками. Сейчас, из-за того, что требуется физическое наличие машины и ряд испытаний, – времени это займёт куда больше. Соответственно, есть риск появления очередей на пунктах сертификации».

Нотку оптимизма в эту не очень радостную картину добавил директор «Лиги финансовых институтов» Александр Ивашкин:

«Удорожание в целом окажется незначительным – до 1,3 процентов. Все прежние меры, последствия кризиса (инфляция, подорожание топлива), удорожание полисов ОСАГО рынок не убили. Говорить о том, что прямо сейчас прекратится ввоз подержанных иномарок в Россию, явно не стоит».

Из такого прогноза напрашивается вывод, что новые проблемы «не станут слишком критичными». И что сектор подержанных иномарок «хоронить пока рано».


Оставить комментарий


Комментарии(0)