«Приморский взгляд» на поддержку и развитие лесной отрасли

31.Окт.2020

Странные действия властей, надзорных и  судебных органов приводят к тому, что клубок проблем и противоречий всё больше запутывается

 Ковидная поддержка и кое-что другое

 Проблемы с экономикой из-за пандемии COVID-19 коснулись так или иначе всех стран. Логичный результат падения мировой экономики – снижение спроса. А как известно, именно спрос рождает предложение. Снижение спроса уронило цены на лесопродукцию. И в этих условиях лесная отрасль (давайте пока поговорим про Приморье и Дальний Восток)  пытается дожить до нормализации ситуации.

Лесная отрасль, как можно узнать из правительственных документов, не попала в перечень предприятий, получивших государственную поддержку в период ковидной инфекции.  Но бизнес уже привык выживать из поддержки – лишь бы не мешали.

В то время, как глава страны и министры российского правительства говорят о поддержке лесной отрасли, о необходимости её развития, разрабатывают какие-то программы, на местах что-то идёт не так.  Как будто Приморский край — другое государство?

Губернатор Приморского края неоднократно подчеркивал: нужно поддерживать предприятия, занимающиеся глубокой переработкой леса. Губернатор Приморья и отмечал предприятия, занимающиеся глубокой переработкой, неоднократно упоминал о крупных инвестициях, принимал участие в открытие лесоперерабатывающих предприятий. Однако, «уровнем ниже» всё это видят по-другому.

Так, например, наша редакция при помощи своих коллег из газеты «Примрепортёр», ещё летом 2020 г. обратилась в «лесное» министерство Приморья с просьбой рассказать о том, какие меры господдержки предпринимаются для того, чтобы отрасль жила и развивалась. Нас устроил бы хотя перечень мероприятий. Но, увы. Ответа нет до сих пор. Действительно, перезвонила вежливая девушка и предупредила, что ответы будут собирать по разным отделам, и это будет долго. Окей. Подождём. Но вот уже и осень близится к финалу, а ответа так и нет… Другие же ведомства (например, подразделение Росприроднадзора, которое находится в Хабаровске, но отвечает и за Приморский край), поспешили дать обтекаемый ответ: в отрасли всё хорошо, а, если и есть какие-то проблемы, например, с длительным оформлением документов, то в них сами лесозаготовители и виноваты.

 Конкурсное бездействие

 Как мы уже рассказывали, в России недавно родилась новая программа реформирования лесной отрасли, в том числе, предусматривающая меры по её декриминализации. Хотя, ещё и до появления этого документа, в 2018 году Правительством РФ уже был разработан ряд мер по развитию лесной отрасли – осталось только их внедрить и профинансировать. Хотя некоторые из этих мер и не требуют вложений.

Так, ещё в конце 2018 года с целью поддержания реальных лесопереработчиков на территории России,  Правительством РФ были разработаны и утверждены «Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов, в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине».  Там все чётко и понятно было расписано, не нужно никакой  отсебятины.  Однако, до настоящего времени на территории Приморского края не проведено ни одного конкурса. Зато документация разрабатывается и перерабатывается, вносятся изменения в регламенты. А воз и ныне там…. Под эти регламенты в Приморском крае были запущены инвестиционные проекты, лесопереработчиками были созданы новые линии по глубокой переработке круглого леса. В настоящее время эти производства вынуждены простаивать, поскольку инвестиции не дают нужной отдачи, а некоторые компании вынуждены приостановить инвестиционную деятельность до появления ясности с конкурсами. Ведь, если нет леса, то из чего делать продукцию «глубокой переработки». По сути, с трибун говорится одно, а по факту – совсем другое…

Дела судебные…

 Вспомнить о суровых реалиях побуждает и система взаимоотношений, складывающихся между лесозаготовителями и Приморскими региональными властями. Не так давно, а именно – в начале октября 2020 г., Арбитражный суд Приморского края (АС ПК) рассматривал (и сейчас все эти дела тоже наход\тся на рассмотрении)  более десяти дел о подписании дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков. И именно ход рассмотрения этих дел побуждал представителей лесозаготовительных предприятий задуматься о причинах затягивания «простых и коротких судебных процедурах», усматривая их в поведении ответчика (таковым в подобных процессах выступает «лесное» министерство региона) и третьих лиц. Сложность (вернее, потребность во времени) заключается в том, что законодательство требует от лесозаготовительной компании до обращения в суд провести так называемое «лесоустройство», а проведение такого исследования, в ходе которого выясняется преобладание тех или иных пород деревьев на участке, – дело небыстрое, отнимает свыше года. В буквальном смысле отнимает, поскольку всё это время предприятие вынуждено находиться в простое, а значит, – нести убытки. Причём есть основания полагать, что пресловутая «скрупулёзность» приморского арбитража может быть признана судейским «ноу-хау» именно этого субъекта РФ, поскольку на других территориях точно такой же вопрос решается куда быстрее. В соседствующем с Приморьем Хабаровском крае – за каких-то одно-два судебных заседания. Поэтому возникает резонный вопрос о том, не стоит ли искать причину такой неторопливости в поведении «третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований» (в таком качестве выступает КГКУ «Приморское лесничество»).

Схема проста: если в ближайшие месяц-два суд не примет никаких решений – жди беды. Поскольку будет сорван зимний сезон работ – самый эффективный.  Ведь зимний лес не зря считается самым дорогим, поскольку он выше по качеству, а значит, и платят за него больше. Случайным или, напротив, намеренным является такое поведение государственной структуры, – вопрос открытый, но данный факт наводит на мысль о некоем «тихом» переделе лесной отрасли. О «выгодоприобретателях» можно даже не спрашивать: уж кто-кто, а пресловутые «чёрные» лесорубы в накладе не останутся.

Задумываются ли в Арбитражном суде Приморского края, на чью мельницу (вольно или невольно) там льют воду, позволяя (или ограничиваясь малозначительными мерами воздействия) государственной структуре так себя вести? А может, стоит задуматься над тем, почему так «активничает» «Примлес» (которому формально Минлесхоз Приморья является «начальством»), а сам Минлесхоз Приморья «в рот воды набрал»…

 Всеохватывающая «поддержка»

Как уже ранее писала редакция, не лучше обстоит дело и с другими ведомствами, курирующими лесную отрасль. Отправлялся редакционный запрос и в региональный Россельхознадзор. Оттуда пришёл ответ, что вся работа с фитосанитарными документами, необходимыми на вывоз леса и продукции лесопереработки, строится правильно и по закону. Всё бы ничего, только вот такие «успокоительные» ответы приходят на фоне громкого скандала – грядущего судебного процесса сразу над восемью бывшими должностными лицами Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области. Причём под судом оказался даже И. – бывший руководитель этого Управления. А основание для уголовного дела – простые: взятки. Должностные лица получали незаконное вознаграждение за свои услуги. Опять же, речь как раз идёт о фитосанитарных сертификатах.

В соответствии с действующим законодательством сроки отбора проб экспортируемой партии лесопродукции составляют 7 рабочих дней с момента обращения. Сроки выдачи ФСС (фитосанитарных сертификатов) составляют 3 рабочих дня.  В настоящее время так и отсутствует чёткая регламентация действий должностного лица Россельхознадзора при проведении отбора проб и образцов (федеральный закон содержит исключительно общие формулировки), что, вполне возможно, даёт возможность представителям государственного органа халатно относиться к своим обязанностям, а именно: необоснованно откладывать сроки отбора проб на последний день, отказывать в отборе проб и образцов по субъективным причинам, трактовать размытые формулировки федерального закона в личных целях.

Сложная ситуация и с получением СИТЕС в Дальневосточном межрегиональном управлении Росприроднадзора. В соответствии с действующим законодательством, сроки предоставления государственной услуги составляют 30 рабочих дней с момента обращения.  Как и ранее, для получения 10 штук СИТЕС на вывоз 240 кубометров пиломатериалов, пакет документов достигает 400 листов (копии договоров, лесных деклараций, отчетов, коммерческих документов, контракта и т.д., предоставление которых не предусмотрено законодательством), который должностное лицо вынуждено в ручном режиме проверять, сверять данные с системой ЕГАИС, что увеличивает и время, и правильность проверки. В результате нарушаются сроки предоставления государственной услуги, в настоящее время период ожидания выдачи разрешения иногда достигает 60 дней. Нередки случаи, когда государственный орган отказывает в выдаче разрешений СИТЕС по формальным основаниям, что неминуемо приводит к повторному обращению и исчислению сроков с самого начала. Весь этот срок продукция хранится на складе, что приводит к замораживанию значительных денежных средств, а также часто ведет к срыву поставок и убыткам лесопереработчиков.

Конечно, если подойти к делу с формальной точки зрения, сегодня (в теории)  существует возможность обращения в государственный орган через сайт Госуслуги,  однако, до настоящего времени этот ресурс так и не работает по «лесному» направлению. Автоматизация процесса и его интеграция в систему ЕГАИС (которая содержит абсолютно все данные о задекларированной, заготовленной и проданной древесине) позволит ускорить процесс рассмотрения заявок, исключить возможные ошибки или злоупотребления со стороны должностных лиц, полностью исключит возможность для недобросовестных лесозаготовителей и экспортеров получения незаконных разрешений СИТЕС.

В общем, куда не кинь – везде клин. Лесная отрасль угасает, а многие отдалённые деревни Дальнереченского, Чугуевского, Пожарского, Красноармейского районов живут только за счёт лесозаготовок. А лесозаготовок нет, и пока не особо они предвидятся. Кто в таких условиях сможет поручиться, что экономические проблемы не повлекут за собой всплеск вполне закономерного недовольства среди населения? И не окажется ли (по крайней мере, в глазах жителей таёжных районов) виноватыми власти, которые допускают развал лесной отрасли в Приморье? А развал этот имеет вполне «рукотворное» происхождение…

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)