Рецепт от экспертов: Севморпуть получит объёмы перевозок, порты – поддержку губернаторов

05.Сен.2019

Во Владивостоке прошло выездное заседание Экспертного совета по развитию внешнеэкономической деятельности  под председательством депутата Государственной Думы Андрея Ветлужских

5 сентября 2019 г. в здании администрации Приморского края прошло выездное заседание Экспертного Совета по развитию ВЭД, в работе которого приняли участие депутат, член  комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ Андрей Ветлужских,  председатель Совета ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей» Евгений Кошкаров, генеральный директор ООО «Аривист-Консалт» Михаил Фишман, исполняющий обязанности первого заместителя начальника ДВТУ Глеб Кича, директор департамента рыбного хозяйства и биоресурсов Сергей Наставшев, руководитель представительства Гильдии Гермес на Дальнем Востоке Аркадий Ни,  а также представители бизнеса.

Открывая мероприятие на правах председательствующего, Андрей Ветлужских отметил: за полтора часа предстоит обсудить три блока вопросов – о нормативно-правовой базе, о проблемах в реализации законодательства о таможенном администрировании и вопрос о создании в России портовых сообществ. Как отметил Андрей Ветлужских, сегодня особняком стоит вопрос об эффективном использовании Северного морского пути: государство уже вкладывает в развитие судов ледового класса и в ледокольный флот крупные финансовые средства, но всё это может оказаться неэффективным, если не изменится подход к таможенному администрированию транзитных грузов, которые уже идут или в ближайшее время могут пойти через Северный морской путь. Также председательствующий отметил – сегодня, как никогда, важно, чтобы резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и Свободного порта Владивостока (СПВ) не испытывали никаких притеснений от контрольно-надзорных органов, прежде всего, таможни.  Ведь Экспертный совет проводится в рамках Восточного экономического форума, а значительная часть работы ВЭФ направлена именно на реализацию проектов ТОСЭР и СПВ.

Исполняющий обязанности первого заместителя начальника ДВТУ Глеб Кича, говоря о том, как сегодня строится работа в части ТОСЭР  и СПВ, отметил: из 1800 зарегистрированных резидентов только 1% — всего 18 резидентов, пользуются специальными таможенными процедурами. Остальные предпочитают работать «в общем порядке». Вполне возможно, что это происходит потому, что резиденты не хотят вкладываться в строительство и обустройство помещений и площадок для таможенного оформления. Вместе с тем, ДВТУ вполне успешно переходит на электронное декларирование. Эффективной становится такая схема работы, при которой документальное совершается в одном месте, а фактический контроль – в другом. На сегодняшний день 44% грузопотока выходит в режиме автовыпуска – сама процедура занимает до пяти минут. Правда, это, в основном, товары с низким уровнем риска. Но в ближайших планах ДВТУ довести показатели авторегистрации деклараций до 80% и выше. Речь в этом случае идёт, конечно же, о добросовестных участниках ВЭД. Сегодня, по словам Глеба Кичи, практически в каждой таможне Дальнего Востока создана рабочая группа, которая работает по резидентам ТОСЭР и СПВ. Исключением стали только Забайкалье и Бурятия (включены в состав ДВФО относительно недавно), а также Магадан, Камчатка и ЕАО – но там или нет резидентов, или не имеется тех, кто хотел бы работать в рамках особого таможенного режима.

В ходе заседания Экспертного совета вскрылась проблема работы погранпереходов в Приморье. Как сообщил директор департамента рыбного хозяйства Приморского края Сергей Наставшев, сегодня из-за сложностей в таможенном оформлении на погранпереходе в Краскино, приморские предприниматели несут риски и убытки, доставляя за рубеж живого гребешка и живого края. «Собирается по сто автомашин, в выходные дни погранпереход не работает, возникают очереди, пробки, и уже были случаи, когда живого гребешка до заграничных покупателей просто не довозили!» – рассказал Сергей Наставшев. При этом в Приморском крае целый ряд компаний поставляет за рубеж живую рыбопродукцию, но никто не хочет нести убытки и репутационные потери из-за нестабильной работы погранпереходов. У Приморья, кстати, есть возможность проводить даже рыбные аукционы для представителей азиатских стран, жители которых желают приобретать живую рыбу и морских обитателей. Но, опять же, есть риск, что живой эта продукция через границу доставлена не будет. Здесь, правда, претензий не только к таможне, но и к другим проверяющим. А также – к пропускной способности самих погранпереходов.

Отдельно следует отметить выступление  Евгения Кошкарова, председатель Совета ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей», который рассказал о перспективах port community – «портового сообщества». Не секрет, что за скорость обработки грузов в порту не всегда отвечает таможня. Жизнедеятельность порта – это слаженная (или не всегда слаженная) работа проверяющих и ещё двух десятков юридических лиц, которые участвуют в работе порта. Однако, как отметил Евгений Кошкаров, хотя конечная цель всех тех, кто участвует в работе порта, — развитие порта, на практике это удается не всегда. Одним из путей решения развития портов является создание так называемых port community – консультативных советов на территории субъекта Федерации, который работает при главах регионов. Таким образом, этот орган становится коммуникативной площадкой, на которой обсуждаются (и с участием которой внедряются) информационные и организационные технологии. Активное участие в port community местных властей позволяет увеличить конкурентноспособность портов, их привлекательности и эффективно использовать рычаги государственного регулирования. Евгений Кошкаров привёл пример работы и развития порта в Гамбурге – там местный сенат активно участвует в деятельности порта именно как соратник и консультант. Поэтому и грузопоток в порту Гамбурга растёт, что в свою очередь ведёт к росту налогооблагаемой базы.

Андрей Ветлужских поддержал идею Евгения Кошкарова в части внедрения идеи портового сообщества, правда, призвал не затягивать с этим вопросом и пока построить работу этого сообщества силами представителей предприятий и общественников, не дожидаясь участия местных властей. «Создайте пока эту структуру, как общественную организацию, — отметил председательствующий. – Когда у неё появятся результаты её деятельности – можно обращаться к губернатору!»

Ещё одним запомнившимся выступлением стал рассказ Михаила Фишмана, который рассказал о том, какой экономический эффект в ближайшее время можно получить от Севморпути. Если сегодня по Севморпути перевозят 20 млн. тонн грузов, то к 2024 году грузопоток должен вырасти в 4 раза – до 80 млн тонн грузов. Такое решение принял глава государства Владимир Путин. Сегодня развитию Севморпути благоволит экономическая ситуация: по-прежнему эффективным путём доставки грузов остаются морские контейнерные перевозки, число которых растёт. Это мировая тенденция. Кроме того, Севморпуть существенно сокращает путь по морю, что тоже ведёт к экономии средств. Таким образом, на контейнерных перевозках и на транзитных перевозках грузов других стран сегодня можно хорошо зарабатывать. Михаил Фишман отметил, не следует забывать о перегрузке и каботажной транспортировке – эти элементы логистической цепочки позволяют Севморпути быть весьма конкурентноспособным путём доставки на рынке морских перевозок. Кроме того, параллельно будут развиваться и российские арктические территории, поскольку будут совершаться судозаходы в российские порты по пути следования. Таким образом, Россия постепенно сможет с пользой для себя использовать возможности Севморпути, создавая здоровую конкуренцию в мировой сфере международных грузоперевозок и развивая свои территории.

Завершая мероприятие, Андрей  Ветлужских отметил: все участники ещё в течение недели могут подать свои предложения в рамках выездного заседания         Экспертного совета. И все эти предложения имеют шанс стать законодательными инициативами, улучшающими работу участников ВЭД.

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)