«Решалам» отведут «статью» и отмерят срок?

28.Июл.2017

Уголовный кодекс может пополниться новыми антикоррупционными статьями

Газета «Известия» сообщила о намерении, вызревшем в недрах Государственной Думы: в соответствии с замыслом депутатов, в УК РФ может быть введён новый состав преступления — «злоупотребление влиянием». К ответственности по ней предполагается привлекать тех, кто за вознаграждение подталкивает чиновника к принятию решения в интересах просителя. При этом предусматривается санкция – лишение свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере 15-кратной суммы взятки. Аналогичную меру наказания предлагается установить за «обещание и предложение взятки или коммерческого подкупа, даже если само деяние так и не было совершено». Инициатором выступил парламентарий Анатолий Выборный («Единая Россия»).

Сходные по смыслу предложения ранее уже вносились в Госдуму, но, по словам Выборного, «правительство высказало ряд замечаний к законопроекту, и его вернули на доработку». И вот, после доработки предпринята попытка №2.

Как отметил инициатор антикоррупционных инициатив, с рекомендацией о внесении поправок в уголовное законодательство обратилась к России «Группа государств против коррупции» (ГРЕКО) – «по итогам третьего раунда оценки российского законодательства и отечественной практики борьбы с коррупцией». И наша страна, будучи членом бюро ГРЕКО, должна выполнять рекомендации этой организации. Такие пояснения дал изданию член бюро ГРЕКО, замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры России Аслан Юсуфов.

Он заявил, что «в соответствии с уставом ГРЕКО, её доклады могут содержать рекомендации, адресованные оцениваемым странам для улучшения их внутреннего законодательства и практики борьбы с коррупцией. При этом страны — участницы группы отчитываются перед организацией о мерах, принятых во исполнение данных рекомендаций. Правилами процедур ГРЕКО предусмотрены и санкции за невыполнение рекомендаций, вплоть до направления в эту страну миссии высокого уровня и опубликования официального заявления о невыполнении страной взятых на себя антикоррупционных обязательств». Однако есть один нюанс, отмеченный газетой «Известия»: в ходе имплементации международных норм следует учитывать и положения нашего национального законодательства.

Одним из предлагаемых нововведений видится возможное дополнение УК РФ статьёй 291.4 «Злоупотребление влиянием». В это юридическое понятие вкладывается следующий смысл: «использование своих знакомств для того, чтобы повлиять «на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации» за вознаграждение или услугу. Как полагают сторонники нововведений в законодательство, карать необходимо не только не только в случаях непосредственной передачи денег за нужное решение, но и за передачу предложения, обещания и согласие оказать содействие. Санкцией видится «лишение свободы до трёх лет со штрафом в размере до 15-кратной суммы взятки». Т.е. к уголовной ответственности станет возможным привлекать пресловутых «решал», торгующих своим влиянием. О них как о феномене Анатолий Выборный высказался достаточно определённо: «Это люди, которые знакомы с каким-то высокопоставленным чиновником и предлагают свою помощь тем, кто не знает, как решить проблемы самостоятельно, в рамках действующего законодательства. Убеждают их, что могут «замолвить кому надо словечко» и добиться решения вопроса, но — за определённое вознаграждение. В нашей культуре это очень распространенный способ решения проблем, люди привыкли к такому подходу и соглашаются».

Ещё одним составом преступления видится потенциально «обещание взятки». Под таковым предполагается понимать «как обещание, предложение и просьбу принять либо передать взятку или предмет коммерческого подкупа, а также — предоставить незаконное преимущество. В том числе в случаях, когда преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения или если взятка предлагается за совершение заведомо незаконных действий». С этой целью в законопроекте обозначены аж две новых статьи — 204.3 и 291.3 УК. Если их примут в предлагаемом виде, то виновных может ожидать наказание в виде штрафа до 5 млн руб. и лишение свободы – на срок до 8 лет.

В качестве комментария к данному моменту  Аслан Юсуфов пояснил: в действующем УК РФ имеется статья, которая предусматривает уголовную ответственность за «приготовление к совершению преступления», но применение её возможно только в том случае, если основной является статья, описывающая тяжкий и особо тяжкий состав преступления, при этом «подготовка преступления небольшой тяжести остается безнаказанной», на что и обратила внимание ГРЕКО.

Ещё одной новацией может стать корректировка действующей статьи 204 УК РФ («Коммерческий подкуп») – распространение её действия на факты подкупа в отношении любого сотрудника коммерческой организации (в сегодняшней редакции речь идёт исключительно о руководителях компаний). Наибольшей является санкция за передачу предмета подкупа — лишение свободы на срок до года, а за получение — до двух лет.

Другой нюанс заключается в том, что «документом отменяется и правило о том, что в случае подкупа, причинившего ущерб только интересам компании, уголовное преследование проводится только по заявлению этой организации или с её согласия». Из разъяснения Аслана Юсуфова следует, что зачастую коммерческий подкуп совершается с ведома руководителя организации либо при его непосредственном участии. А это означает, что при его заинтересованности в конфиденциальном характере такого рода информации осложняется расследование преступлений. Другой же аспект проблемы: действующее ограничение имеет целью защиту коммерческих организаций от злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Попытки российских представителей убедить ГРЕКО в полезности имеющегося ограничения не возымели ожидаемого эффекта.

К осмыслению процесса газета «Известия» привлекла экспертов-правоведов. Директор юридической группы «Яковлев и Партнёры», доцент МГЮУ им. О.Е. Кутафина Анастасия Рагулина с одобрением относится к уточнению признаков отдельных коррупционных преступлений, а также расширению их перечня. Она полагает, что «детализация деяний коррупционной направленности способствует снижению рисков необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Представляется, что новые статьи, во-первых, позволят привлечь к уголовной ответственности всех лиц, участвующих в коррупционных преступлениях, а во-вторых, уменьшат число желающих принимать в них участие».

Адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев достаточно скептически оценил понятия «обещания или просьбы» передать взятку, поскольку убеждён в их неоднозначности, неопределённости и недетализированности. По его мысли, «такие понятия не должны фигурировать в законе о возможном привлечении к уголовной ответственности граждан, поскольку права последних, гарантированные им Конституцией, рискуют быть нарушенными вследствие двоякого толкования закона». При этом юрист позитивно отозвался о возможности введения в УК РФ новых уголовно-наказуемых деяний: их необходимо расценивать в качестве «ключевого шага по борьбе с коррупцией, пронзившей все органы государственной и муниципальной власти». Как полагает адвокат Соничев, предложенная идея, действительно, может быть воплощена на практике, но её необходимо доработать и конкретизировать.

Более обстоятельно изложил подходы к оценке законодательной инициативы Аслан Юсуфов. По его мысли, понятия обещания и просьбы о предоставлении преимущества не нуждаются в расшифровке в законе: вполне определённым видится разъяснение на этот счёт, которое уже дано в постановлении Пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В пункте 14 этого документа сформулировано, что «обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать «как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договорённости между указанными лицами»». И, если в том возникнет надобность, такое разъяснение может получить дополнение – по итогам обобщения Верховным судом судебной практики уже после введения новой нормы.

При этом достаточно критически оценил изменения, предлагаемые к внесению в Уголовный кодекс, адвокат «BGP Litigation» Дмитрий Ипатиков. Они «только дробят статьи о коррупции, а их применение на практике вызовет сложности в силу размытости понятий «просьба, обещание» взятки, «влияние на принятие решений»». Однако, по мысли Аслана Юсуфова, и в ныне действующем УК РФ имеется и без того немало составов преступлений, доказательство которых требует не меньшего юридического мастерства, чем то же «злоупотребление влиянием». Тем не менее, правоохранительные органы вполне справляются с доказыванием фактов злоупотребления должностными полномочиями и их превышения.

Источник: официальный сайт газеты «Примрепортёр»

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)