Решение вопроса о субсидировании поставок ГСМ так пока и не состоялось

18.Май.2021

То ли «по Асмолову», то ли «по Крылову»…

Басня Ивана Крылова про Лебедя, Щуку и Рака, которые «везти с поклажей воз взялись», известна, пожалуй, лучше, чем песня барда «перестроечной» эпохи Владимира Асмолова про «реку Болтовню». Хотя последняя, можно предположить, жёстче и объективнее оценивает ситуацию, сложившуюся в области поставок топлива на рынок Дальнего Востока:

Как мы любим болтать и судачить,
Возмущаться и митинговать,
Нереальные ставить задачи
И козлов отпущенья искать!
Нет конца разговорам и спорам,
Пересудам и скорым судам

И летим мы, как в поезде скором,
Ниоткуда летим в никуда!

В самом деле, поднятая порталом «Первый транспортный» проблема – не просто застарелая, а, похоже, и не очень-то решаемая. Несмотря на то, что первые предложения о субсидировании железнодорожных поставок топлива на Дальний Восток поступили в Правительство РФ без малого год назад, особого продвижения не произошло по сей день. Тем более, если учесть, что «само предложение возникло летом, когда из-за высоких оптовых цен на бензин некоторые АЗС в Приморском крае прекратили продажу АИ-95 и АИ-98».

Летом 2020 года оптовые цены на эти бензины росли куда стремительнее розничных, что приводило к работе заправочных станций «с минимальной доходностью или вообще с отрицательной маржой».

Недостаточное количество нефтеперерабатывающих заводов (это НПЗ в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре) приводит к тому, что потребности макрорегиона в таком топливе удовлетворяются только на 2/3, а недостающее количество приходится завозить из Сибири. Расходы на доставку, понятное дело, влияют на розничную стоимость, что приводит к превышению её на Дальнем Востоке по отношению к другим территориям России.

Кризисной можно назвать и ситуацию с «плановым» ремонтом на Хабаровском НПЗ. В среднем, в разных регионах Дальнего Востока дефицит топлива ощущался около двух недель. Но ситуация оказалась в эти дни настолько острой, что в ход пришлось пускать даже запасы бензина из Росрезерва. Время сейчас, вроде как, и не военное, но о том, что на такой «чёрный» день что-то припасено, пришлось зимой 2021 года вспомнить.

 

После летнего кризиса Министерством энергетики РФ был подготовлен проект постановления, в соответствии с которым предполагалось субсидирование поставок топлива на Дальний Восток по железной дороге. На доставку одного литра ГСМ субсидии должны были (по тем расчётам) составить 4 тыс. рублей. В октябре 2020 года этот проект внесли на рассмотрение Правительства РФ и… Принятие постановления так и не состоялось по сей день.

Довольно странно (и на этом моменте сделан акцент в публикации портала «Первый транспортный»), что Правительство РФ – после преодоления зимнего кризиса – опять повело речь о субсидировании, но так, как будто до этого момента речи о том не велось вовсе.

Оценивая текущий момент, министр энергетики Николай Шульгинов охарактеризовал таким образом: ведомство направило предложение об установлении льготного тарифа в правительство, задумка поддержана на уровне курирующего вице-премьера, а сейчас, мол, наступил, «следующий этап рассмотрения». При этом, наконец-то, опять заговорили о необходимости строительства на Дальнем Востоке ещё одного нефтеперерабатывающего завода (стоит полагать, что это может быть Восточный нефтехимический комплекс «Роснефти»).

Однако вопрос об источниках и мерах поддержки строительства пока не вполне понятен, а потому и не решён до конца.

Одно время «Роснефть» предполагала построить в Приморье нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс. Но эти работы были свёрнуты из-за изменений налогового режима. Возобновление их руководство компании видело в том, чтобы государство создало условия, при которых проект мог бы оказаться рентабельным. Пока же точку в этом вопросе ставить рано.

Фото: truck-auto.info.


Оставить комментарий


Комментарии(0)