Российский Дальний Восток интересен… Азербайджану

02.Авг.2021

Бизнес-миссия из РФ завершила работу в Закавказье. Каковы итоги?

Они подведены в публикации азербайджанского информационно-аналитического и мониторингового портала haqqin.az.

Портал отметил важное событие, которым стала презентация мультимодального логистического оператора «РЖД Логистика», который предложил «возможности ускоренной транспортировки сельскохозяйственной продукции между странами посредством «Агроэкспресса»».

Если же указанный момент рассматривать как некую отправную точку, то в анализируемой публикации предлагается «рассмотреть этот проект в призме развития Дальнего Востока».

Первое, на что уместно обратить внимание, – это «возможность выйти азербайджанской агропродукции на новые сегменты российских потребителей, ожидающих подобную продукцию в зимне-весенний период». Злободневность такой постановки вопроса во многом обусловлена «регулярным закрытием российско-китайских переходов, вызванным пандемией».

Второе (это обстоятельство вполне может оказаться «новым звеном российско-азербайджанского сотрудничества») – это «допуск азербайджанских экспортёров в порты Дальнего Востока». В статье идёт речь о «нескольких потенциальных возможностях», каковыми видятся «непосредственный экспорт на рынки Японии, Южной Кореи, Юго-Восточной Азии; «обсуждение возможности создания азербайджанского рыболовецкого флота, начиная с нескольких сейнеров, базирующихся на российских портах».

Предполагается, в частности, возможность создания рыбоперерабатывающего предприятия на территории портового терминала (как вариант – территории опережающего развития вблизи от такого портового терминала). Если решать вопрос в такой плоскости, то «Азербайджан мог бы направлять свою рыбную тихоокеанскую продукцию на свою территорию или экспортировать в другие регионы вокруг Азербайджана». При таком подходе возможно ожидать также обратной загрузки Транссиба и БАМа, а также развития предприятий по сборке вагонов рефрижераторного типа. (К слову, в анализируемой публикации приводятся примеры сотрудничества Азербайджанских железных дорог с российскими производителями подвижного состава).

Вот, и получается, что «такое смещение фокуса взаимодействия на Сибирь и Тихий океан могло бы стать интересным резервным направлением для развития двусторонних отношений». И ссылка приводится на опыт Беларуси и Казахстана.

В статье ставится вполне резонный вопрос: «Всё-таки социально-экономическая территория бывшего Советского Союза более понятна для нас с вами: россиянам, азербайджанцам, белорусам, казахам… Зачем нам отпускать вполне лакомые и конкурентные сферы соседям из дальнего зарубежья?» И – в связи с этим – вносится предложение о проработке на уровне экспертного сообщества, бизнеса и правительственных структур – о разработке концепции «Корпорации развития СНГ/ЕАЭС».

При продолжающемся оттоке населения из регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока актуально ставить и решать вопрос о «притоке новой социально-экономической энергии» для «таких сложных климатических и депрессивных пространств». Такая задача оценивается как «понятная и решаемая в логике постсоветской интеграции».

Особое внимание в публикации также уделено вопросам развития «трансевразийского транзита» («стоимость этой логистики дешевле, чем по океану, и закрывает она массу проблем для гигантских концернов») и «необходимости координации предпринимательской деятельности на общих аграрных рынках». Такая координация нужна для «организации и стимулирования совместного экспорта в третьи страны», «координации и влияния на ценообразования», а также «аккумуляции инвестиций в новые промышленные секторы».

Как полагает автор анализируемой статьи, «таким образом, мы вдохнём второе дыхание в многосторонние отношения на постсоветском пространстве. Со своей стороны, Баку могли стать организатором этого процесса».


Оставить комментарий


Комментарии(0)