«Сомнительный рейс»: вот уже почти 8 лет во Владивостоке работают автобусы с «неправильным» экологическим классом

09.Июл.2021

Мэрия Владивостока и силовые структуры стараются не замечать обращения общественников, которые сообщают о том, что на рейсовые маршруты в столице ДВФО выходят автобусы с несоответствующими документами

Власти Владивостока уже далеко не первый год сообщают о том, что не допустят к участию в конкурсах автобусы, которые не имеют нужной разрешительной документации. Перевозки пассажиров – дело ответственное и опасное. Не случайно же год от года СМИ рассказывают о трагических происшествиях в России с участием автобусов-перевозчиков, которые, работая на свой страх и риск, без необходимых разрешительных документов, в итоге допускают трагические инциденты с гибелью и травмами людей. Каждый раз власти России обещают усилить контроль за выходом на линию разного рода автобусов-«фантомов». Потом история с громким ДТП затихает, чтобы снова повториться уже в другой географической точке. Возможно, всё это происходит потому, что на местном уровне чиновники не хотят видеть сомнительных действий участников торгов на оказанием муниципальных услуг – в частности, на услуги по перевозке пассажиров общественным транспортном. Возможно, Владивостоку нужно какое-нибудь «громкое» ЧП в сфере перевозки пассажиров общественным транспортом, что наконец-то увидеть – некоторые из победителей муниципальных тендеров, дающих самую низкую цену, просто используют крайне сомнительную документацию для участие и последующей победы в муниципальном «соревновании» по предоставлению транспортных услуг.  Так вот, пока гром не грянул, расскажем об одном из постоянных победителей «транспортного цеха», документация на автобусы которого не выдерживает никакой критики.

ООО «Полюс-авто»: не тот экологический класс с «документами прикрытия»

В Управлении ГИБДД по Приморскому краю, во Владивостокскую природоохранную прокуратуру и администрацию Владивостока уже не в первый раз поступают жалобы от общественных организаций и коммерческих предприятий, в которых прямо говорится о том, что на трёх автобусных маршрутах в столице Приморья — №№8, 48  №82 работают 25 автобусов с сомнительной историей. И хотя всё это длится с 2012 года, до сих не нашлось в Приморском крае такого органа, чтобы разобраться – а почему, собственно, на дороги города ежедневно выезжают столь загадочные «повозки».

Как следует из неоднократных обращений начальнику УГИББД УМВД по Приморскому краю Олегу Зубакину (забегая вперёд, скажем, что все они являются безрезультатными), в мае 2012 года Владивостокской таможней были выпущены в свободное обращение 30 автобусов марки HUNDAI SUPER AERO CITY, заявленные в декларациях на товары №№ 10702020/060612/0018704, 10702020/280512/0017412 импортёром ООО «Корея Техно Импорт», которые впоследствии были переданы в собственность ООО «Полюс-Авто» (ИНН 2536145643), юр. адрес: 690048, г. Владивосток, ул. Овчинникова д. 6. На момент выпуска автобусов таможенным органом, на территории России с 2010 г. действовал технический норматив выбросов, соответствующий экологическому классу, не ниже четвёртого. И вот с этого момента начинается самая настоящая автобусная «мистика».

Как сообщается в многочисленных жалобах, далее произошёл незаконный выпуск в обращение автобусов  с несоответствующим действующему законодательству экологическим классом и с последующей передачей их в собственность ООО «Полюс-Авто». При таможенном оформлении выше указанных 30 автобусов, в таможенный орган были предоставлены фиктивно выданные сертификаты их соответствия экологическому классу ЕВРО 4, выданные без реального проведения испытаний и при отсутствии необходимой документации.

Внимательный читатель спросит – а где же доказательства? Да вот они. В рамках уголовного дела №1105/305684 возбужденного 04 июля 2014 года по п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ – уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершённое в особо крупном размере, по факту уклонения от уплаты таможенных платежей в размере 12,5 млн рублей при оформлении этих автобусов, были проведены ряд экспертиз. В том числе экспертами Экспертно-криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивостока.  Согласно заключению №08/074/2014 от 06 июня 2014 года, спорные автобусы с двигателями D6AB по своим конструктивным особенностям не соответствуют конструкции транспортных средств выполняющих требования третьего экологического класса и выше. Все автобусы не соответствуют указанному в сертификатах четвёртому экологическому классу. Оговоримся сразу, по разным причинам уголовное дело так и не дошло до суда, однако, установленные в ходе следствия факты никто и не опровергал.

В связи с этим, тогдашний и.о. Приморского транспортного прокурора обратился во Фрунзенский районный суд г. Владивостока с иском о признании сертификатов соответствия выданных ООО «Сервистехнопром» 25 мая 2012 года по двум автобусам и ПТС на них недействительными. В рамках судебного процесса была назначена экспертиза, проведённая ООО «МЕРЦИС». Согласно заключению эксперта №237 от 25 декабря 2015 года, указанные автобусы не соответствуют экологическому классу 4 и 5, и соответствуют классам 1,2 или 3.

Так же в рамках судебного процесса был исследован ответ ООО «Хёнде Ком Авто ДВ», согласно которому двигатели модели D6AB могут принадлежать одному из типов экологического класса: Евро1, Евро2 и Евро3. Для тех, кто может не поверить, специально публикуем ссылку на решение суда и определение о назначении судебной экспертизы расположены на официальном сайте Фрунзенского районного суда г. Владивостока  https://frunzensky—prm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_id=5489271&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1 по делу №2-53/2016 (2-103/2015; 2-4055/2014;) ~ М-3689/2014. Но и тут нужно оговориться: по формальным признакам решением по делу М-3689/2014 так и не вступило в силу. Впрочем, факты, исследованные по делу, также никто не отменял. Они находятся в общем доступе – бери и пользуйся. Тем не менее, кому-то, наверное, очень нужно, чтобы имеющиеся материалы следствия и суда никуда дальше не пошли. Иначе чем можно объяснить тот факт, что очевидных нарушений, допущенных при ввозе сомнительных 30 автобусов, никто не хочет видеть? 25 из них, не соответствуя экологическому классу, продолжают «коптить» воздух во Владивостоке, — и никто не хочет этого замечать?

«СервисТехноПром» — вопросы без ответов

Но рассказ про ООО «Полюс-авто» из Владивостока был бы неполным без рассказа про другую компанию – ООО «СервисТехноПром», которая, собственно, и выдала сертификаты «четвёртого» экологического класса на автобусы, по которым сам производитель автобусов дал класс не выше «третьего». Согласно сведениям, размещённым на сайте Росаккредитации, по результатам проведения внеплановых проверочных мероприятий и выявленных нарушений в деятельности аккредитованных лиц приняты решения: «О приостановлении действия аттестатов аккредитации», органа по сертификации и испытательной лаборатории ООО «СервисТехноПром» (№ РОСС RU.0001.11МТ42, № РОСС RU.0001.21МТ82); http://fsa.gov.ru/news/index/show_id/322/.        Кроме этого, на том же ресурсе указано, что по о результатам проведения Федеральной службой по аккредитации внеплановых проверочных мероприятий и выявленных нарушений в деятельности аккредитованных лиц принято решение о прекращении действия аттестата аккредитации органа по сертификации ООО «СервисТехноПром» (РОСС RU.0001.11МТ42).

На основании поручения Правительства летом 2012 г. проводились проверки в отношении органов по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия в автомобильной сфере. В ходе проведения выездной проверки в отношении органа по сертификации «СервисТехноПром» было выявлено их отсутствие по месту нахождения, указанному в реестре аккредитованных лиц. Сведения об изменении места нахождения организация предоставила письмом, но с нарушением установленных норм. Эти нарушения послужили основанием для приостановки действия аттестата аккредитации на 6 месяцев (приказ № 3109). В ходе проверки сотрудниками МВД было установлено, что «СервисТехноПром» не осуществляет деятельность по новому адресу, указанному в их письме.

28 февраля 2013 истёк срок приостановки действия аттестата, а заявления от «СервисТехноПрома» о переоформлении аттестата в связи с изменением адреса (в соответствии с Постановлением Правительства № 602) так и не поступило. На основании пункта 57 Постановления № 602 Росаккредитация прекратила действие их аттестата № 11МТ42. http://fsa.gov.ru/news/index/show_id/381/

А третьего марта 2013 года на сайте Росакредитации размещены сведения следующего содержания «В ходе проведения Росаккредитацией проверочных мероприятий было выявлено, что органом по сертификации ООО «СервисТехноПром» при выдаче ряда сертификатов соответствия нарушены требования технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609.

         По четырем заявлениям Росаккредитации 01.04.2013 и 02.04.2013 Арбитражным судом города Москвы вынесены решения о привлечении ООО «СервисТехноПром» к административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа общей суммой 2 млн. 400 тыс. рублей»  Всё это также можно найти на сайте по ссылке http://fsa.gov.ru/news/index/show_id/407/.

Да ладно Росаккредитация. В общем доступе имеются решения арбитражных судов по ООО «СервисТехноПром» (речь идёт об арбитражном суде города Москвы), где по эта компания привлечения к ответственности по 20 делам по ч. 2 ст. 14.47 (Нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, повлекшие за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям).

Все 20 дел инициированы Федеральной службой по акредитации. При рассмотрении каждого дела суд пришел к мнению о том, что при проведении работ по подтверждению соответствия сертифицируемого транспортного средства требованиям технического регламента органом по сертификации ООО «СервисТехноПром» не учитывалось, что транспортное средство не укомплектовано системой внутренней самодиагностики антитоксичных устройств и системой нейтрализации отработавших газов, что является несоответствием транспортного средства экологическому классу 4.

Казалось бы – куда уж больше доказательств того, что документы о «четвёртом» экологическом классе ввезённых автобусов ООО «Полюс-авто», не соответствуют действительности? Можно хотя бы сегодня проверить уровень выхлопов? Тем более, что жалобщики не просили ГАИ Приморья о невозможном – всего лишь провести   фактическое исследование автотранспорта компании на соответствие техническому регламенту ТР ТС 018/2011 путем измерения дымности отработавших газов.

Однако, из приморской госавтоинспекции поступил ответ от 14 марта 2019 года за номером 11/1-З/192700610853 и З/192799794088 согласно которому невозможно провести проверку соответствия транспортных средств на предмет соответствия ГОСТу Р52160-2003 в виду отсутствия прибора «Дымомер». И в это же время в ответах ГАИ было указано, что при проверке документов и диагностических карт установлено соответствие ТС требованиям ГОСТа Р52160-2003.  Как так? Очередная «мистика» с автобусами ООО «Полюс-авто»? Или очередная мистификация?

Общественники, обращавшиеся в ГАИ Приморья, указали, что ГОСТ Р52160-2003 на который была ссылка в ответе,  уже отменён Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №708-ст от 18.07.2017 года. Одновременно в действие введен ГОСТ 33997-2016 «Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». И этот факт тоже свидетельствует о том, что спорные автобусы не соответствуют требованиям безопасности, так как допущены к движению по дорогам общего пользования на основании диагностики ТС по стандартам, не действующим на тот момент.

Мэрия Владивостока плодит беззаконие?

Несмотря на то, что вся эта история с автобусами ООО «Полюс-авто» тянется-потянется уже без малого восемь лет, компания-перевозчик продолжает выигрывать тендеры. Меняются мэры Владивостока, начальники управления транспорта, меняются регламенты, меняются госавтоинспекторы, природоохранные прокуроры, но одно остаётся неизменным – все эти 25 автобусов с сомнительным экологическим «четвёртым» классом продолжают зарабатывать для руководства компании миллионы рублей за счёт средств муниципалитета. Пока одни компании берут технику в лизинг, привозя самые новые автобусы, не убивая экологию города Владивостока, по дорогам с молчаливого согласия властей ездят такие вот «полюсовские» автобусы, у которых реально непонятно, какой экологический класс – то ли третий, то ли второй, а то ли вовсе первый. Устаревшая техника. Вредная. Не автобусы, а, похоже, «динозавры», которые неизвестно, каким образом оказались в наше время в нашем городе. Зато (вероятно, в силу своей дешевизны) эти автобусы более конкурентны на рынке автобусных перевозок, что позволяет им из года в год оказывать в числе победителей муниципальных конкурсов. Законно ли? Едва ли. Ведь, если такой техники не должно быть на дорогах, как её владельцы выигрывают тендеры?

Этот вопрос, наверное, нужно адресовать начальнику управления транспорта мэрии Владивостока Александру Иванову. А, возможно, его вышестоящему начальнику – вице-мэру Владивостока Максиму Акульшину. Ведь недавно все эти автобусы-«фантомы» опять оказались в числе победителей муниципальных торгов. Наверное, вопросы про то, как эти «коптящие устройства» с сомнительной предысторией ездят по улицам города, нужно задать и врио Владивостокского природоохранного прокурора Дмитрию Аралову, который, как никто другой должен понимать, что несоответствие техники экологическому классу – это длящееся нарушение. Это беззаконие, которое из года в год поддерживается мэрией Владивостока. И которому пора уже поставить заслон. Мы же всё-таки столица федерального округа. Да и жители города заслуживают нормальную экологию, а не выхлопы корейских автобусов-«пенсионеров», которые уже отжили свой век…

И.О. Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Дмитрий Аралов должен, по нашему мнению, более тщательно изучить ситуацию с экологическим классом автобусов Владивостока

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)